Проект церкви 1909года (автор В.Турищев), которую планировалось построить в Староджерелиевской, любезно предоставил Алексей Слёзкин, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, Москва.
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕДВОДИТЕЛЯ НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА
документальный очерк о храме во имя Архангела Михаила в
станице Староджерелиевской Краснодарского края
научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ
"Кубанский казачий хор Рыбко С.Н.,
главные специалисты ГУ
"Крайгосархив" Бабич А.В., Самовтор С.В.
Пожелтевшие от времени
страницы хранят память о заселении Кубани черноморскими казаками, о
строительстве куреней и стычках с горцами, об участии казаков в
русско-турецких и других войнах, которые вела Российская Империя во второй
половине XVIII, XIX-м и начале XX вв., и, конечно же, о строительстве
храмов и служении кубанского духовенства Богу и Отечеству. В наши дни,
когда начинается процесс возрождения казачества, когда на русской земле
вновь зажигаются золотом купола православных соборов, особенным светом
заблистала и память о прошлом. Мы не желаем больше быть
"иванами-не-помнящими-родства", мы хотим запечатлеть в своем сердце не
только Славу России но и ее Трагедию, в надежде на то, что в будущем
великий русский народ сможет занять достойное место среди других народов
земли…
В уходящем 2005 году исполняется 165 лет со времени освящения в
станице Староджерелиевской деревянной Михаило-Архангельской церкви, в
связи с чем мне хотелось бы обратиться к некоторым историческим фактам,
память о которых хранят документы государственного архива Краснодарского
края. Но вначале несколько слов о самой станице.
Джерелиевский курень,
ныне станица Староджерелиевская Красноармейского района Краснодарского
края, был основан вместе с 38 бывшими запорожскмим куренями, пришедшими на
Кубань в 1792-1793 гг. в составе Черноморского казачьего войска. Название
куреня происходит от украинского слова "джерел", что означает "родник".
Первоначально на Кубань прибыло 499 человек, в том числе 283 казака,
"служивших от бывшего Запорожья". На нынешнем месте курень оказался только
в 1808 г. Первоначальный жребий определил ему поселиться вблизи
пограничной линии (позже там была поселена ст. Славянская), где он
постоянно страдал от набегов закубанских соседей, и только после
неоднократных ходатайств херсонский военный губернатор де Ришелье разрешил
куреню переселиться в более безопасный район.
Смена жительства (теперь
курень был расположен у вершины Чебургольского лимана, соединяющегося с р.
Протокой на расстоянии 23 верст от р. Кубани) произошла в 1807-1808 гг. В
это время в курене проживало 468 чел. и имелась одна ветряная мельница. Во
время первого пополнения малоросскими казаками Черноморского казачьего
войска в 1809-1811 гг. в Джерелиевский курень прибыло еще 79 семей
переселенцев из Полтавской и Черниговской губерний. В это время на правом
берегу р. Кирпили был основан новый курень, получивший наименование
Новоджерелиевского, а прежний стал называться Староджерелиевским. Во время
второго пополнения малоросскими казаками (1821-1825) в куренное селение
Староджерелиевское прибыло несколько партий переселенцев из Полтавской и
Черниговской губерний, и к 1827 г. в селении насчитывалось уже 193 двора
[1].
В "Описании земли Черноморских казаков" (1821 г.) относительно
станицы Староджерелиевской говорится: "земля местами для хлебопашества и
сенокошения удобная, но местами есть неудобная, в рассуждении солонцев и
болотистых мест, где производят частию сенокос и пользуются камышем,
который употребляют на крышу и отопку домов; водою пользуются из лимана, а
при засухах из колодезей, в коих вода солоновато-горькая"…
[2].
Важнейшую роль в духовной жизни джерелиевцев играл храм,
построенный казаками-переселенцами с самого начала заселения куреня. Об
этом свидетельствует прошение казачьего общества ст. Джерелиевской,
составленное в октябре 1796 г. и обращенное к Черноморскому войсковому
Правительству, в котором говорится: "с самого начала заселения
Всемилостивейше пожалованной войску Черноморскому земли, поселились мы, по
назначению онаго Правительства, при Копиле, где с повеления духовного
начальства, выстроили, во именование Архистратига Михаила, церковь…".
В
1796 году джерелиевцы "по неимению удобной к хлебопашеству земли, по
дозволению господина генерал-майора сего войска атамана кошевого и
кавалера Захария Алексеевича Чепеги, в разных месяцах сего (1796) года по
правую сторону казачьего ерика у вершину Чебургольского лимана от Копила
за 23 версты переселились", и, в связи с этим просили, чтобы и церковь,
находящуюся на старом месте, перенести туда же "по отдаленности оной в
преподаянии христианских треб…". "Претерпеваем всекрайнейшую нужду…
умираем без исповеди и причастия Св. Христовых тайн, а младенцы рождаются
без крещения", - жаловались казаки. Известно, что в этом же году при
Джерелиевском храме служил священник Мирон Барвенский [3].
На новом
месте походная церковь во имя Архистратига Михаила упоминается в рапорте
войскового протоиерея Романа Порохни войсковому атаману Т.Т. Котляревскому
"О количестве церквей в Черноморском казачьем войске" от 3 января 1799
года, где сказано, что "при церкви Архистратига Михаила служит священник
Мирон Барвенский, но как он устранен от священнослужения до решения
производившегося над ним некоторого дела, то для священнослужения и
преподания треб определен присланный от его Преосвященства для приискания
места священник Максим Зубыцкий". В этой же церкви диаконом служил
Димитрий Митлашевский, впоследствии рукоположенный в иереи.
В списке
церквей, действовавших на территории Черноморского казачьего войска,
составленном протоиереем Дмитрием Грузином в 1831 году, также упоминается
молитвенный дом во имя Архистратига Михаила, расположенный в
Староджерелиевском курене [4].
В ревизской сказке о священно и
церковнослужителях ст. Староджерелиевской по состоянию на 16 февраля 1835
года значатся:
1. Вынников Иосиф Андреевич, священник, 55 лет, его
сыновья Василий, произведенный в 1829 г. во диаконы и Иоанн, обучающийся в
Екатеринодарском духовном училище, а также супруга Параскева Иоанновна, 50
лет;
2. Станицкий Яков Яковлевич, диакон (рукоположен в 1831 г.), из
казаков, 27 лет и его супруга Евдокия Емельяновна, 20 лет;
3. Семеняка
Иван, дьячек, 37 лет, исключенный в гражданское ведомство в 1816 г.
4.
Серый Иван, диакон (рукоположен в 1822 г.), 20 лет;
5. Мамай Захарий
Корнилиевич, дьячек, 21 года, из обер-офицерских детей и супруга его
Надежда Дмитриевна, 18 лет;
6. Марцовый Никифор Федорович, дьячек, 30
лет, из казаков, его сын Савва, 1 года и супруга Матрона Игнатьевна, 25
лет;
7. Петрюков Никифор Алексеевич, пономарь 26 лет, из казаков, его
сын Феодор, 1 года и супруга Мария Иосифовна, 25 лет;
8. Митлашевский
Павел Дмитриевич, диакон (рукоположен в 1827 г.), 15 лет, сын священника
Димитрия Митлашевского [5].
Из полугодовой ведомости о
священноцерковнослужителях 2-го благочиннического округа, составленной
благочинным священником Диомидом Попкой по состоянию на 1 июля 1843 года
мы узнаем, что в Архангело-Михайловской церкви ст. Староджерелиевской
области войска Черноморского в то время служили священники: Покотилов
Василий, 39 лет от роду и Щедрин Иван, 38 лет; диакон Бенедиктов Павел, 32
лет; дьячки: Захарий Мамай, 30 лет и Гребенников Андрей, 25 лет; пономари:
Лашко Герасим, 39 лет и Винников Иоанн, 19 лет.
В 1839 г. была
построена (в 1840 г. освящена) деревянная церковь во имя Архангела Михаила
(Михаило-Архангельская) с приделом во имя Свв. Космы и Дамиана. При церкви
имелась причтовая земля размером 171 дес. В составе причта значились: 2
священника, диакон и 2 псаломщика. При храме действовало 2 церковные
школы: мужская и женская. Мужская была открыта в 1889 г. Известно, что в
1892 г. Закон Божий здесь преподавал законоучитель священник И. Рудка, а
учителем служил диакон В. Гусевский. Школа помещалась в церковной сторожке
(в 2-х комнатах). Женская школа была открыта позднее и располагалась в
здании, подаренном Екатеринодарским благотворительным обществом [6].
По воспоминаниям старожилов, Староджерелиевская церковь располагалась
на каменном фундаменте (высотой около 6 метров) и имела высокую колокольню
(звонницу) – до 40 метров. Звон церковного колокола был настолько сильным
и глубоким, что разносился далеко за пределы станицы, даже в ненастье,
словно маяк, указывающий заблудившимся, в какую сторону надо идти
[7].
Со Староджерелиевским станичным храмом связана одна удивительная
история, полное описание котрой дается в одном из номеров Кавказских
епархиальных ведомостей вышедших в 1880 году.
7 декабря 1879 г.
благочинный церквей 3-го благочиннического округа Кубанской области,
священник Алексей Никольский (рапорт № 471) доносил Его Преосвященству
епископу Кавказскому Герману о русском святом Антиминсе, вырученном от
завладевших им турок кубанским казаком из станицы Староджерелиевской
Василием Степанюгой во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Приводим
текст этого сообщения:
"Настоятель Староджерелиевского
Михаило-Архангельского прихода священник Ананий Дудка, в октябре месяце
сего (1879 г.) лично ко мне представил плат бумажный с изображением на
оном положения во гроб Спасителя и предстоящими при сем лицами, причем
объяснил мне, что казак станицы Староджерелиевской Василий Степанюга,
бывши на службе в Закавказском крае, на вновь занятых Россией местах в
Азиатской Турции, получил в подарок этот плат от двух турок, а потом
принес в станицу Староджерелиевскую.
По вызове мною казака Василия
Степанюги, он, на подробный расспрос мой, показал следующее: состоя на
службе недалеко от города Артвина, на Картилинском посту, в августе месяце
сего года, он, во время своих очередных наблюдательных часов, увидел двух
идущих в город Артвин турок, и, когда они поровнялись с ним, он занял их
разговором (казак этот знает несколько фраз по-турецки). Турки, подойдя к
сему казаку, стали предлагать ему купить платок, который в то время
находился в руке одного турка, и которым он вытирал на лице пот, говоря,
что это "русский Аллах". Вследствие такого отзыва о платке, казака
заинтересовало любопытство и он начал рассматривать этот платок. Платок
находился в то время в очень грязном виде и на нем были неясны изображения
лиц. Потом, заметив в изображении нечто подходящее к изображениям св.
икон, он решился купить и стал предлагать им просимую ими цену – 20 копеек
серебром. Турки же, будто бы в знак того, что он прежде занял из
разговором, и после дружественного с ним обмена несколькими фразами, не
захотели уже взять от него платы и высказались в том смысле, что он
(казак), дескать, хороший человек и пусть это будет ему подарок. На вопрос
же мой: отчего он (казак Степанюга) не расспросил, где они взяли этот
платок, отвечал, что была попытка с его стороны расспросить их об этом, но
что он не понимает турецкого языка, а турки русского, и, таким образом,
невозможно было и говорить об этом; а равным образом на посту не было ни
одного человека, могущего говорить по-турецки и понимать турецкий язык. По
отходе же турок казак Степанюга вошел в казарму, где находились его
сослуживцы и объявил им о своем приобретении; казаки, в свою очередь,
стали тщательно рассматривать платок и также усмотрели на нем то, что
платок цел и имеет на другой стороне заплатку, где внутри находится нечто.
А так как все убедились в том, что на платке изображены божественные лики,
и изображение то выражает собой плащаницу, или положение во гроб
Спасителя, - то порешили вымыть тот платок и прибить к стене в казарме для
того, чтобы молиться, взирая на него. Вообще загадочность такого
недоумения о платке заставила казаков найти между военными знатока,
который бы разъяснил им его значение. По таковому их стремлению и к
благополучию святыни нашелся между служащими юнкер духовного
происхождения, который разъяснил им, что этот платок есть ничто иное, как
Антиминс, на котором совершается Божественная литургия, и присовокупил при
этом, что приобретение его важнее отбития у неприятеля во время сражения
знамени, и что приобретший этот Антиминс может получить награду. Это
разъяснение побудило казака Степанюгу приобретенный Антиминс представить
своему сотенному командиру для доставления им куда следует. Сотенный же
командир, получив антиминс, не сделал в течение месяца никакого
распоряжения до самого своего перемещения; это перемещение заставило
казака Степанюгу взять Антиминс обратно с намерением доставить его в свою
станицу, так как со дня на день ожидалось возвращение его на место своей
родины. И вот, прибыв домой, в свою станицу Староджерелиевскую, он и
представил свое приобретение местному священнику.
При осмотре же мною
сего Антиминса, оказалось, что лики святых, изображенные на нем,
сохранились очень явственно; напечатанные слова можно свободно читать, но
приписанные слова: "в храм Преображения Господня" и "освящен Антиминс
Преосвященнейшим Евгением Архиепископом Карталинским и Кахетинским,
Экзархом Грузии, декабря 3 дня 1835 года" – весьма трудно разобрать. Кроме
сего, небольшая полоса верхнего края, впродоль всего плата, как видно,
отодрана; место для св. мощей и самые мощи, очень заметно,
имеются.
Вполне признавая плат, доставленный ко мне, за священный
Антиминс, с содержащимися в нем св. мощами, я, соответственно святыне,
содержу оный в настоящее время в храме, на подобающем месте…" [8].
Для
справки напомним: Антиминс, в переводе с греческого значит
"вместопрестолие", это предмет заменяющий престол и, одновременно, сам
являющийся престолом. Своим происхождением он связан с древнехристианским
обычаем совершать литургию на гробницах мучеников и представляет собой
четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением на нем
положения во гроб Иисуса Христа, орудий страстей, а по углам – четырех
евангелистов и их символов – тельца, льва, человека и орла. Здесь же
делается надпись, сообщающая, когда, где, для какой церкви и каким
епископом Антиминс освящен, с подписью этого епископа. В середину
Антиминса, ближе к его верхнему краю, вшивается залитая воскомастихом
частица св. мощей в мешочке. Первый известный русский Антиминс датируется
1148-1149 гг. В середине XVII в., по инициативе патриарха Никона, в Москве
стали печатать гравированные Антиминсы. Епископам было предоставлено право
рассылать в новоустраиваемые храмы предварительно освященные Антиминсы.
Без Антиминса нельзя служить литургию. Хранится он на престоле завернутым
в илитон и разворачивается только перед началом литургии. Антиминсы бывают
подвижные (для совершения службы на различных местах) и неподвижные,
которые постоянно находятся в церкви. Новые Антиминсы полагаются при
освящении храма, перемени имени его св. покровителя, а также в случаях
осквернения церкви…
В начале ХХ в. храм в ст. Староджерелиевской был
действующим. Известно, что в 1909-1915 гг. здесь служили и преподавали в
станичных учебных заведениях священники: Михаил Попов, Андрей Нарыжняк,
Дмитрий Верижский и Дмитрий Оголенко [9].
В архиве сохранились
некоторые сведения о священниках Дмитрие Верижском и Дмитрие
Оголенко.
Об отце Дмитрие Верижском известно, что он был выпускником
Ставропольской духовной семинарии и с 1909 по 1917 гг. преподавал Закон
Божий в Староджерелиевском станичном двухклассном училище.
Другой
священник, Дмитрий Петрович Оголенко, служивший в те годы в ст.
Староджерелиевской, родился в 1887 г. в г. Ставрополе одноименной губернии
и, также как и Верижский, окончил полный курс Ставропольской духовной
семинарии. С 1909 г. он состоял законоучителем и учителем начальных школ в
станицах Кубанской области. С 1912 г. преподавал Закон Божий в
Староджерелиевском женском благотворительного общества одноклассном
училище. С 30 сентября 1917 года преподавал общеобразовательные предметы в
Рождественском высшем начальном училище, а с 1 января 1919 г. в
Брюховецком смешанном четырехклассном реальном училище. "По вниманию к
отлично-усердной и полезной службе, резолюцией Его Преосвященства,
Преосвященнейшего Иоанна, Епископа Кубанского и Екатеринодарского от 8
февраля 1917 г. за № 749" награжден набедренником. Его дальнейшая судьба в
1920-30-е годы неизвестна. Известно лишь то, что в 1930-е годы он
находился в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края, вероятно за
штатом. В 1937 г. о. Димитрий был арестован, приговорен к 8 годам лишения
свободы и в феврале 1938 года - отправлен по этапу на поселение. 20 мая
1939 года о. Димитрия не стало… После него остались: жена, Мария
Алексеевна, учительница, и трое детей: Александр, Леонид и Нина [10].
Здесь считаю своим долгом добавить, что я, Бабич Александр, один из
авторов этой статьи, являюсь сыном Натальи Александровны Бабич, урожденной
Оголенко, дочери Александра Оголенко и внучки священника Димитрия
Петровича Оголенко. Наша семья свято чтит память о своих предках, в том
числе о Дмитрие Петровиче и его сыне Александре, скромном учителе физики,
прошедшем всю Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. с 26 июня 1941 г.
по сентябрь 1945 г. в чине гвардии сержанта, и имеющем боевые награды:
орден Красной звезды, орден Славы III-й степени, две медали "За отвагу",
медаль "За оборону Сталинграда" и другие…
А теперь вернемся к нашему
повествованию.
Падение Российской Империи в 1917 г. поставило Русский
народ на грань национальной катастрофы. 1 мая 1919 года выходит указание
председателю ВЧК Ф.Э.Дэержинскому за подписью председателя ВЦИК
М.И.Калинина и Председателя Совета народных комиссаров В.И.Ульянова
(Ленина), в котором говорится: "В соответствии с решением ВЦИК и Сов. нар.
комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.
Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников,
расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше…". В России
началась полоса невиданных гонений на Православную Церковь. Количество
епископов и священников, расстрелянных и сгноенных в ссылках и лагерях,
исчисляется десятками тысяч. Среди них митрополит Киевский Владимир
(Богоявленский), убитый 25 января 1918 года; архиепископ Тобольский
Гермоген (Довгалев), утопленный в реке 19 июня 1918 года; архиепископ
Астраханский Митрофан (Краснопольский), 6 июля 1919 г. сброшенный со
стены; архиепископ Воронежский Петр (Зверев), умерший в Соловецком лагере
27 января 1929 года; митрополит Петроградский Серафим (Чичагов),
расстрелянный в 1937 году, и многие многие другие. Для борьбы с религией
организуется "Союз воинствующих безбожников", а для подрыва церкви изнутри
– обновленческая ересь.
В 1937 году Михаило-Архангельский храм в
станице Староджерелиевской был сметен до основания. В его разрушении
местные власти заставляли участвовать и жителей станицы, чтобы "наглядно"
показать, как потомки православного казачества, которым революция "открыла
глаза" на религию, борются с "опиумом для народа" [11]. Однако среди
джерелиевцев нашлись люди, которые украдкой подбирали выброшенные из храма
иконы и прятали их в своих домах и сараях. В связи с этим вспоминается
история, происшедшая в одном из храмов России в те суровые годы. В каком
храме, в какой станице или деревне, не так важно…
"Закрывается церковь.
Мрачная и молчаливая толпа мужиков смотрит на разорение святыни. Из храма
вышвырнули иконы. Один из комиссаров кричит сельчанам:
- Бога нет! Нет
Бога! Вот, смотрите!..
И начинает палить из винтовки в лики
святых.
- Видите?! Видите?! Ну, где ваш Бог?.. Почему Он меня не
накажет?
- Уже наказал, - слышится голос из толпы.
- Когда наказал?
Как наказал?
- Ум отнял." [12].
На месте храма вскоре широко
раскинулся парк с увеселительными местами для отдыха трудящихся, а на
территории, входившей раньше в ограду храма, поставлен общественный
туалет. В 1990-е годы, когда туалет решили почистить, в отхожем месте
обнаружили церковные ризы…[13]. Господи, прости нас
грешных!
Преображение России происходит перед лицом смертельной
опасности, когда беспощадный враг переходит ее границу и начинается самая
страшная и кровопролитная война в истории человечества, война, от исхода
которой зависел вопрос: быть или не быть русской цивилизации. В этот
критический момент крещенный православный народ, неожиданно для всего
мира, обнаруживает в себе великую силу, поднимается с колен и обращает
пламенный взор к истокам своей государственности. Возрождается
православная вера, открываются храмы, которые заполняются молитвенниками
за Победу Русского оружия, священники, те, кто дожил до этих дней,
возвращаются с фронта и мест заключений, и начинают служить в храмах
Божественную литургию. В едином патриотическом порыве Россия превращается
в великую державу-освободительницу народов, стонущих под игом фашизма.
Преображается и сама советская власть, из гонителя веры она превращается в
ее защитника и покровителя. Верховный Главнокомандующий ИосифСталин
поднимает тост за Русский народ. Прекращает свою деятельность "союз
воинствующих безбожников", словно карточный домик, рассыпается
"обновленчество", избирается Патриарх. По всей России регистрируются
православные общины…
24 марта 1945 года, решением Краснодарского
крайисполкома № 16, по просьбе верующих, в станице Староджерелиевской была
зарегистрирована религиозная община. Первоначально для проведения
богослужений община арендовала частный дом. 17 марта 1947 г. вышло
постановление Совета по делам русской православной церкви при Совете
Министров СССР удовлетворить ходатайство верующих об открытии молитвенного
дома в ст. Староджерелиевской Красноармейского района Краснодарского края.
Решение Совета было одобрено Советом Министров СССР от 23 марта 1947 г. №
2786 и общине верующих Михаило-Архангельского молитвенного дома было
предоставлено помещение для совершения религиозных таинств и служб
[14].
С 5 мая 1947 г. настоятелем молитвенного дома состоял священник
Петр Рождественский.
Вот что о нем известно. Петр Федорович
Рождественский родился 15.01.1882 г. в селе Екатериновском Ставропольской
губернии. В 1906 г. окончил курс Ставропольской духовной семинарии. В 1907
г назначен диаконом в с. Новодмитриевское Ставропольской губернии. В 1909
г. рукоположен в иереи. С 1909 по 1914 гг. служил священником в хуторе
Малеванном Кубанской области, с 1914 по 1917 гг. в с. Песчаноокопском
Ставропольской губернии; с 1917 по 1923 в ст. Новорождественской Кубанской
области; с 1923 по 1927 гг. на Новых садах в г. Краснодаре; с 1928 г. в
ст. Варениковской; с 1943 по 1944 гг. на хуторе Александровском; с 1946 г.
на хуторе Железном. В составе семьи: жена Анна Ивановна (1888 г.
рождения), дочь Зоя Петровна [15].
В марте 1950 г. настоятелем
молитвенного дома значится протоиерей Гулевич Иван Поликарпович, 1889 г.
рождения, выпускник Каменец-Подольской духовной семинарии (1909). В 1909
г. служил на железнодорожной станции Жмеринка Юго-Западной железной
дороги. В 1912 г. перемещен в с. Устье Ольгинского уезда (ныне Винницкой
области Украины). В 1915 г. служил священником в действующей армии. С 1919
по 1925 гг. служил в с. Ольгинка Одесской области; с 1925 г. перешел на
гражаднскую работу. В период временной оккупации (в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг.) служил священником на хуторе Насонтове
Ростовской области [16].
С приходом к власти Н.С. Хрущева и началом так
называемой "оттепели" начинается новый виток гонений на Православную
церковь. Руководитель Советского государства обещает показать своим
согражданам "последнего попа", намекая на то, что вера тысячелетней России
иссякнет уже в годы его правления. Но он ошибся также, как в свое время
ошибся Вольтер, горделиво предрекая христианству скорое исчезновение с
лица земли. Наша вера устояла доныне, несмотря на гонения и преследования,
устоит она и в будущем.
6 апреля 1955 г. настоятелем назначается
священник Листов Валентин Алексеевич, 1895 г. рождения [17].
1 августа
1957 г. – священник Алексеенко Василий Поликарпович [18].
24 февраля
1958 г. – священник Соколов Иван Петрович [19].
В первых числах марта
1963 года, в результате несчастного случая (пожара в собственном доме),
погибает священник Соколов И.П. [20].
18 декабря 1963 г. на основании
решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров
СССР (протокол № 12) община верующих в ст. Староджерелиевской была снята с
регистрации, а молитвенный дом закрыт [21].
В 1992 году милостию
Божией и усилиями верующих Михаило-Архангельский храм в станице
Староджерелиевской был восстановлен. Возрождали храм всем миром, в той
самой сторожке, где в 1889 г. была открыта церковно-приходская школа
отнятая у верующих вместе с церковью. Над зданием сторожки был устроен
купол с крестом, а в самой сторожке воздвигнут алтарь. В этом же году в
возрожденном храме стали проводиться Богослужения. Первыми священниками,
которые начали здесь служить в 1990-е годы были о. Леонид и о. Василий.
В 2004 г. (в это время в храме служил священник о. Анатолий (Дзюба)
произошло чудо: в церковь вернулась икона во имя Покрова Божией Матери,
когда-то находившаяся в том, разрушенном храме, а ныне сохраненная и
принесенная кем-то из верующих. Это событие глубоко растрогало сердца
прихожан, будто Сама Пречистая Дева вернулась к ним, сохранившим веру в
суровое лихолетье безбожия и гонений. При виде иконы верующие становились
на колени и плакали, не в силах сдержать слез умиления и радости. Как
хочется, чтобы все православные кубанцы присоединились к этой тихой
молитве и прошептали "верую, Господи, верую, помоги моему
неверию".
Вот, пожалуй, и все…
В заключении хотелось бы сказать
несколько слов о том, что авторы этой статьи не ставили перед собой цели
дать полную и исчерпывающую информацию о храме в ст. Староджерелиевской,
несомненно, есть еще немало документов, которые ждут своих исследователей.
При подготовке материала нами двигало желание пробудить у читателей
интерес к родной земле, к вере наших предков, хранение которой теперь
легло на наши плечи, ведь именно сегодня, как никогда, встает очень важный
вопрос: окажемся ли мы достойны той миссии, которую Бог возложил на
русский народ со времени его крещения в православную веру, окажемся ли мы
достойны славного имени наших дедов и прадедов.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1.
Энциклопедический словарь по истории Кубани. Краснодар, 1997. С.
140-141.
2. Справочник по Ставропольской епархии (сост. священник Н.Т.
Михайлов) Екатеринодар, 1910. С. 257-258.
3. Государственный архив
Краснодарского края (ГАКК). Ф. 250. Оп. 1. Д. 28. Л. 125-125-об,
167.
4. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 1169. Л. 4-4-об.,7; Д. 392. Л. 8-11;
Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. № 7. С. 245, 255-269.
5.
ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 982. Л. 61-63.
6. Государственный архив
Ставропольского края. Ф. 135. Оп. 1. Д. 171. Л. 18-20; Справочник по
Ставропольской епархии (сост. священник Н.Т. Михайлов) Екатеринодар, 1910.
С. 257-258.
7. Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция (КФЭЭ)
2005 г. Ст. Староджерелиевская Красноармейского района. А/к № 3053.
Информатор Гладкий А.Ф., 1928 г. рожд., исследователь Рыбко С.Н.
8.
Кавказские епархиальные ведомости. 1880. № 1. С. 33-35.
9. Кубанский
календарь на 1909 год. Екатеринодар, 1909. С. 244; То же, на 1915 год.
Екатеринодар, 1915. С. 203.
10. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 5311. Л. 1-10;
Ф. 472. Оп. 1. Д. 22. Л. 159-162; Д. 40. Л. 173-176; Ставропольские
епархиальные ведомости. 26 февраля 1917 г. № 9. С. 259-261.
11. КФЭЭ.
2005 г. Ст. Староджерелиевская Красноармейского района. А/к № 3049.
Информатор Безворитняя В.Ф., 1912 г. рожд., исследователь Рыбко
С.Н.
12. Юрий Воробъевский. Елена Соболева. Пятый Ангел вострубил. М.,
2005. С. 221-222; Непознанный мир веры. Издание Сретенского монастыря. М.,
2005. С. 164-166; 188.
13. КФЭЭ. 2005 г. Ст. Староджерелиевская
Красноармейского района. А/к № 3053. Информатор Гладкий А.Ф., 1928 г.
рожд., исследователь Рыбко С.Н.
14. Там же. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 429.
Л. 10, 12, 13.
15. Там же. Л. 24-24 об.
16. Там же. Л. 43-44.
17.
Там же. Л. 48-49.
18. Там же. Л. 54.
19. Там же. Л. 55.
20. Там
же. Л. 71.
21. Там же. Л.