СТАНИЦА СТАРОДЖЕРЕЛИЕВСКАЯ - СТАТЬИ И ИСТОРИИ

  • История
  • Статистические данные
  • Зажиточные станичники
  • Герои
  • Храм
  • Карты
  • Гражданская война
  • Репрессированные
  • Советский период
  • Статьи и истории
  • Реестр запорожского войска 1756г.    
  • Гостевая книга

  •  

    В этом разделе размещены статьи и истории, взятые в интернете из открытых источников.

    Оформление брака в России и на Кубани в XIX - начале XX веков

    Статья с сайта «Кубанское казачье войско»

    О.А. Леусян, научный сотрудник исторического отдела Краснодарского государственного историко- археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына

    Оформление брака в России и на Кубани в XIX - начале XX веков Во все времена семья была основой любого общества, поэтому общество создавало специальные законы и правила для ее оформления. На Руси, как и в Византии, заключение браков начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением предварительно произвести «обыск», то есть выявить, нет ли каких-либо препятствий к браку. Этот указ назывался венчальное памятью, или «знамением». За выдачу «знамения» взималась пошлина, размер которой увеличивался в случае вступления во второй и третий брак.

    В 1775 году Святейший Синод обнародовал указ о совершении церковного обручения в одно время с венчанием. Желающий вступить в брак должен был объявить об этом своему приходскому священнику (письменно или устно), указав свое имя, фамилию, чин, состояние, а также имя, фамилию невесты. Священник обязан был в течение трех недель объявлять о предполагаемом браке в храме после литургии по воскресным дням и праздничным, случавшимся между ними. Прихожане, знавшие что-либо о препятствиях к объявленному браку, были обязаны сообщить об этом священнику. Если возражений не поступало, то священник вносил в обысковую книгу запись о том, что препятствий к браку не открылось и скреплял ее подписью жениха, невесты, священника и поручителей, которых должно было быть не менее двух. Внесение этой записи называлось обыском, а ее форма была составлена Синодом в 1837 году. К нему прилагались в копиях или подлиннике: метрические свидетельства, свидетельства духовника о том, что жених и невеста бывали на исповеди и причащались, паспорта, дозволение начальства, если жених состоял на государственном службе, а также послужной список жениха и невесты. В случае второбрачия при живых бывших муже или жене прилагался консисторский указ о расторжении предыдущего брака и разрешение на вступление в новый. Такой же указ требовался, если брак совершался с разрешения правящего епископа ввиду некоторых препятствий.

    В Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына хранятся обысковая книга и свидетельства XIX века, которые, как следует из их содержания, прилагались к ней. Единой подборки всех необходимых документов, относящихся к определенной семейной паре нет, однако, многие из них повторяются и свидетельствуют о своей распространенности на Кубани, познакомимся с ними.

    Обыск брачный был отпечатан в типографии и заполнялся свя¬щенником чернилами. В статье дается эта основа с пояснением автора.

    ОБЫСК БРАЧНЫЙ

    I86_ года дня По Указу ЕГО ИМПЕРАТ0РСКОГ0 ВЕЛИЧЕСТВА (указывается название прихода в котором будет совершено венчание – О.С.). священно- и церковнослужители производили обыск о желающих вступить в брак и оказалось следующее:

    1) Жених ........жительствует ...

    2) Невеста ...

    3) Возраст к супружеству имеют совершенный, и именно: жених ........ лет, а невеста..... лет, и оба находятся в здравом уме.

    4) Родства между ними духовного, или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению Св. Церкви брак, никакого нет

    5) Жених ....., а невеста ...... (записывается номер очередного брака – О.С.)

    6) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласие и желанию, а не по принуждению, и на том имеют (записывается разрешение родителей на брак, а также их имя, фамилия, должность – 0.С.).

    7) По троекратному соглашению, сделанному в означенной Церкви, препятствия к сему браку никакого никем не объявлено (указываются - даты оглашения - О.С.).

    8) Для удостоверения, беспрепятственности сего брака (не) представляются письменные документы: жениха и невесты, священно- и церковно-служителей.

    9) По сему бракосочетание означеннных лиц предложено совершить в вышепомянутой церкви сего…… в указанное время, при посторонних свидетелях.

    10). Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют своею подписью, как они сами, так и по каждом поручители, о тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду по правилам Церковным законам Гражданским (запись данных жениха, невесты, поручителей с обеих сторон, священника – О.С.).

    Сохранились свидетельства с метрическими данными лишь невест. В них указывается: номер регистрации в метрической книге,месяц, день, год рождения и крещения; имя родившегося, звание, имя, отчество, фамилии родителей и какого они вероисповедания; звание, имя, отчество, фамилия восприемников; кто совершал таинство крещения; свидетельство духовника о том, что на исповеди и причастии она бывала ежегодно, а главное говорилось об отсутствии препятствий на вступление в законный брак. Выписывалось оно церковью, где была проведена регистрация младенца, за подписью священника и дьякона, заверенные круглой церковной печатью с указанием даты и места выдачи.

    Например: «Свидетельство. Дано сие станицы Староджерлиевской казака дочери девице Сулитте Пудовой Заковиткиной в том, что в Метрическое книге, находящемся в приходском Михаила Архангельской церкви станицы Староджерлиевской, за тысяча восемьсот пятьдесят первый год, 1-й части родившихся под № 25, женского пола значится, следующая запись: родилась двенадцатого, окрещена четырнадцатого числа июля месяца Сулитта, у нея родители станицы Староджерлиевской казак Пуд Иванов Заковитка, и законная жена его Варвара Вашлиева, оба православного вероисповедания, восприемники: казак - Михаил Васильев Бережняк и казачья жена Агафья Иванова Кукина. Таинство Св. крещения совершал священник Василий Покотилов с помощником Герасимом Лашком. Означенная девица православного вероисповедания, у исповеди и причастия св. таинств ежегодно бывала и на вступление ее в законный брак со стороны нашей препятствий не имеется, в чем надлежащим подписом и приложением церковной печати свидетельствуем. Августа 30 дня 1843 года. Станицы Староджерлиевской Архангело-Михайловской церкви. Роспись священника, дьякона, круглая церковная печать».

    В музее сохранились свидетельства духовника лишь для женихов. В них указывались: место проживания жениха, имя, отчество, фамилия, должность, возраст, семейное положение; исполнение церковных заповедей и отсутствие препятствия на вступление в законный брак. Удостоверялось оно подписями священника, дьякона и круглой церковной печатью, с указанием даты выдачи.

    Например: «Свидетельство. Черноморского казачьего войска Староджерлиевской станицы казаку Диомиду Федорову Лимапову в том, что действительно холост, лет ему 22, в исповеди и причастии ежегодно бывает и на вступление в законный брак с нашей стороны препятствия нет, в чем удостоверяем подписом и при посредствием церковной печати. Август 20 1857 года».

    Казаки находились на военной государственной службе, поэтому по указу 1775 года для вступления их в законный брак требовалось личное дозволение начальства, где указывались: место службы и проживаний казака; имя, отчество, фамилия, семейное положение, возраст; отношение его к службе; отсутствие препятствий на вступление в законный брак; дата выдачи свидетельства. Иногда записывали в послужном списке казака; имя, отчество, фамилия невесты и поручителей.

    Например: «Свидетельство. Черноморского казачьего войска 4-го пешего полка, вверенной мне 2-й сотни казака станицы Старонижестеблиевской Сергий Семенов, сын Гнатенко действительно есть холост и, что он Гнатенко в этом полку не в чем не замечен, честного поведения - в чем подписок моим удостоверение 1843 года января 12-го дня. Станица Старо-Мышастовская, хорунжий Максимов. Невеста девица казачья дочь Лукея Иванова Чепуга. Поручители Василий Иванов Мороз и Гаврило Гаврилов Оторчер, по невесте Аврам Федоров Кравченко и Ефим Павлов Радченко».

    К сожалению, не нашлись документы с послужными списками жениха и невесты, которые должны были прилагаться к обыску, но сохранились свидетельства, выданные им Станичным правлением или Окружным сыскным начальством. Здесь указывается: место жительства, имя, отчество, фамилия, семейное положение; дата выдачи документа и отсутствие препятствующих причин со стороны правления или окружного сыскного начальства, на заключение законного брака. Заверялось оно подписями станичного атамана, судей, писаря и гербовою печатью. Иногда указывались имена, отчества, фамилии невесты и поручителей.

    Например: «Свидетельство. Казаку станицы Старонижестеблиевской Степану Яковлеву Пидану в том, что на вступление его в законный брак на дочери казака сей же станицы Михайла Герасишенко Пелагеи, законно препятствующих причин не имеется, лет ему отроду 23. В том Старонижестеблиевское станичное правление подписом и с приложением печати удостоверяет. Апреля 24 дня 1843 года. Поручители Стефан Григорий Боровик и Николай Хорохоненко Заиев».

    «Свидетельство. Черноморского казачьего войска станицы Таманской вдовы есаульши Елисаветы Петровой Соколовой - дочери девицы Анны в том, что ей Анне в настоящее время имеется от роду двадцать два года и что на вступление ее в законным брак препятствия нет, в чем Таманское Окружное Сыскное Начальство подписом и печатью удостоверяет. Января 12 дня 1859 года. Подписи заседателя, секретаря, гербовая печать».

    Мещанам и крестьянам, уходившим по своим делам из населенных пунктов, где они были приписаны, выдавались государственные, паспорта, которые в последствии прикладывались к обыску. Это были специальные бланки, отпечатанные в типографии и заполненные в учреждениях Волостного головы. Выглядели они следующим образом:

    «ПРИМЕРЫ»

    Гербовая печать типографическая

    ПО УКАЗУ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА САМОДЕРЖАВЦА ВСЕРОССИЙСКОГО И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ

    Для мещан и крестьян До одного года цена 1 р. 45 коп. сер.

    Лет

    Рост

    Волосы

    Брови

    Глаза

    Нос

    Рот

    Подбородок

    Особые приметы

    Объявитель сего……………………………………….

    Уволен в разные города и селения Российской Империи для собственных надобностей от ………………………………………………………………………

    Впредь на…………………………………………………………………..то есть: тысяча восемьсот………………………., а по прошествии срока явиться е(й) обратно; в противном же случае поступлено с н… будет по законам. Дан по документу, записанному в книге под №…. Из……….

    Уездного Казначейства с приложением печати онаго….. тысяча восемьсот…………………………………………………………………года

    Волостной голова…………………………………………………...

    Указанные пошлины взяты

    Печать Помощники

    Помимо паспортов мещане и закубанские поселяне должны били представить священнику свидетельства из городской ратуши или Правления, где указывалось: имя, отчество, фамилия, возраст, семейное положение; место жительства, с указанием номера регистрации в книге приступа; отсутствие препятствующих причин для заключения законного брака; дата выдачи документа. Заверялись они подписями атамана или бургомистра, паномаря и гербовой печатью.

    Например: «Свидетельство. Дано сие из Анапской городской ратуши Василию Дмитриеву Холодову в том, что он действительно Анапский мещанин и состоит записан в книге приступ своем Дмитрие Холодов под № 154, двадцать одного года, холост и на вступление его в первый законный брак с кем он пожелает от Анапской городовой ратуши препятствия не имеет, в чем ратуша подписом и приложением казенной печати свидетельствует. Мая второго дня тысяча восемьсот пятьдесят пятого года. Подпись атамана, секретаря, гербовая печать Анапской городовой ратуши».

    «Свидетельство. Из Анапской городовой ратуши Анапской мещанки Марфы Максимовой Даниловой восемнадцати лет oт роду, девице в том, что на вступлении ее в первый законный супружеский брак со стороны ратуши препятствий нет. В чем подписом и приложением казенной печати ратуша удостоверяет. Тысяча восемьсот шестидесятого года. Мая восем¬надцатого дня. Город Екатеринодар. Подписи бургомистра, помощника. Гербовая печать Анапской городовой ратуши».

    «Свидетельство. Из Анапского правления Закубанских поселян закубанскому поселянину Кириллу Федорову Рыжкову сорока лет от роду, показавшему себя при зачислении холостым в том, что на вступление его в законный брак со стороны правления препятствий нет, ежели не будет таковых на основании положения - о браках Закубанский поселян - в чем подписом и приложением казенной печати правления удостоверяет 1853 года июня 27 дня города Анапа. Подписи паномаря, секретаря, гербовая печать Анапского правления Закубанских поселян».

    Однако, люди не вечны. Многие семьи прекращали свое полноценное существование после смерти одного из супругов. Русская церковь не запрещала прихожанам вступать в законный брак во второй и третий раз. Сохранились свидетельства, данные Станичным правлением и станичной церковью вдовствующим казакам и казачкам с разрешением на вступление их в очередной законный брак. В них указывались: место жительства вдовы или вдовца; имя, отчество, фамилия (по мужу для вдовы); исполнение необходимых церковных обрядов и данные о кончине мужа (жены), отсутствие причин на вступление в очередной брак, дата выдачи документа. Заверялись они подписями станичного атамана, судьи, писаря или священника, соответственно гербовой или церковной печатью.

    Например: «Свидетельство. Дано сие войска Черноморского станицы Ивановской вдове казачки Акулине Стефановой по мужу Бервицкой в том, что она действительно вдова, у исповеди и святых тайн причастия ежегодно бывает и на вступление ее в законный брак со стороны духовной препятствующих причин никаких не имеется, в удостоверение чего и дано сие ей. За подписом и приложением церковной печати, октября 30 дня 1855 года».

    «Свидетельство. Дано сие из Старонижестеблиевского станичного правления вдовствующей казачке этой станицы Евгении Никифоровой Гриневой в том, что ее первый муж казак 1-го конного полка Никита Гринь действительно умер в прошлом 1855 году, о котором имеется предписание Таманского окружного генерал-майора Могукорова от 30 ноября того года № 5092 и на вступление ее в 2-й законный брак с свободным лицом законопрепятствующих причин никаких не имеется. В чем оное правление подписом, приложением станичной печати свидетельствует. Октября 6 дня 1862 года, ст. Старонижестеблиевская».

    «Свидетельство. Дано сие Черноморского казачьего войска Таманского военного округа станицы Старонижестеблкевской 4-го конного полка казаку Петру Тимофееву сыну Рев имеющему по списочному состоянию от роду 26 лет в том, что действительно вдов и желает вступить в второй брак с девицею сей же станицы Евдокиею Пивневою, и на вступление в законный брак никаких законопрепятствующих причин при сем прощении не имеется. В чем подписом Старонижестеблиевское станичное правление и приложением печати удостоверяет июня 1-го дня 1843 года. Поручители за жениха Иван Тимофеев Рева и Андрей Семенов Перетицкий, за невесту Степан Емельянов Шульга и Петр Назаренко».

    Вышеприведенные документы свидетельствуют о том, что, на Кубани XIX –начале XX века, как и на всей территории России, существовали единые правила подготовки и оформления брака.

    Но вернемся к церемонии. После получения обыска жених и невеста венчались в церкви. Акт бракосочетания в личном присутствии молодоженов записывался в метрической книге, где указывались: время совершения брака, имя, отчество, фамилия жениха и невесты, делались пометки о том, какие каким по счету браком венчался каждый из них (первым, вторым, третьим), а также приводились имена, фамилии поручителей и свидетелей записи (не менее двух). Обязательность записи о браковенчании в метрической книге была установлена Русской церковью в 1802 году, а форму ведения метрических книг Синод составил в 1833 году. Такое оформление брака в России существовал до 1918 года, когда Декрет Совета Народных Комиссаров отделил церковь от государства, а церковный брак лишился юридической силы.

    1. ПОСЛЕДНИЙ БУНТ

    Еще не успели как следует обжиться на новых землях, как их уже позвали в «Персидский поход». Это было в конце восемнадцатого века. В Баку ушли, уплыли Черноморские казаки из Екатеринодара, из станиц Ивановской, Полтавской, Марьянской, Васюринской, Усть-Лабы. С берегов Кубани, Протоки, Понуры, Еи.

    В Баку они строили заграждения, воевали с персами. Стояли за державу.

    И все же «Персидский поход» у историков – исследователей часто употребляется с другим словосочетанием «Персидский бунт».

    Парадоксально, но молчаливый протест участников похода можно было бы назвать "Винным бунтом".

    Почему?

    Конечно, не вино в этом виновато. И все же…

    У черноморского казачества его отсутствие породило глухой протест.

    Дело в том, что горячее красное вино в те времена было лекарством, чем-то вроде таблетки аспирина.

    Простудится казак - примет порцию-другую горячительного напитка, закутается, пододвинется к лошадиному боку, вспотеет. Утром – здоров. Красное вино для казака было единственным, универсальным снадобьем.

    Но этого своеобразного казачьего средства лечения в походе лишали. От историка Федора Щербины мы узнаем следующее.

    В городе Баку за возведение артиллерийских батарей всему рядовому, работному казачеству положено было 2 бочки горячего вина. Ушлые старшины выдали подчиненным по три порции. Остальное? Остальное – с глаз долой из сердца вон – продали "местному населению".

    С утаенного, а потом проданного "лекарства" можно начать перечень других "преступлений" командного казачества над "серомахами". Так тогда называли рядовых казаков.

    Коротко реестр таков.

    В начале "Персидского похода" весь казачий багаж до Усть - Лабинска везли на войсковых волах, а потом до Астрахани казаки вынуждены были за свои деньги нанимать вольных чумаков. При этом за свой счет покупали сено и деготь. В Астрахани казаки по приказу полковника Чернышева работали в поместье графа Валериана Зубова. Унизительно да еще и бесплатно надрывали пупки.

    Это еще не все. На Каспии по старшинскому приказу казаки разгружали купеческие баржи. Ку-пе-че-ские! Опять же – прямое, полное оскорбление. Но приказ есть приказ - терпели, сжав зубы.

    Одно "преступление" старшин нанизывалось на другое. Уже собирались домой "до своих куреней", как пошел слух о 30 тысячах рублях, которые не дали казакам за участие в этой персидской компании.

    Утаили, присвоили?! Всё может быть!

    В старшинские широкие карманы, по мнению рядовых казаков, сыпались и другие деньги рядовых ратников: 1700 рублей, потом – 16 тысяч рублей.

    Казачьи командиры бессовестно продавали лишних коней, новую утварь, обмундирование.Это видели. Так прапорщик Семен Авксентьев продал местному населению 10 ведер порционной горилки. Ведро – рубль. Его буквально "схватили за руку".

    А отсчет бунта начался с 24 августа 1796 года.

    С острова Сары полковник Величко сообщает атаману Головатому, что с "рубки леса" убежало, скрылось в неизвестном направлении 39 человек. Лил жуткий дождь. Но все равно снарядилась погоня. Она не дала результата. Нашли лишь полумертвого казака Савву Орленко, который признался, что все бегут в Грузию. Там вольному казаку легче.

    Из казачьего войска ушли на "холмы Грузии", служить местному царю 800 человек. Но почему так? Напрашивается мысль – из-за злоупотреблений тех же старшин.

    Об этом прискорбном факте русское посольство информировал Талышинский хан Мустафа.

    Война закончилась. От берегов Каспийского моря уходили спешно, командиры поняли, что что-то затевается. Возвращались из неудачного похода с "половинным" войском. Многие хворали, мучались животами, дрожали в лихорадке. И умирали в пути.

    Несколько дней плыли выворачивающим нутро морем.

    Для больных казаков горячее вино выделялось только на судне полковника Чернышева. Остальные были обнесены.

    Понурые казаки прибыли в Екатеринодар в 8 часов утра 22 июня 1797 года.

    У Крепостной башни отслужили молебен.

    Полковник Чернышев поблагодарил за службу и велел "расходиться по куреням". На это казаки ответили "Не идем мы в курени, пока не удовольствуете нас за все обиды". Они отказались идти "в свои бурьяны".

    Рядом с Крепостной башней расставили ратища и мушкеты. Встали в караул.

    Казаки не называли это бунтом.

    Бунтом "пикет" из трех сотен казаков назвали сами старшины. Им это было на пользу. Им была выгодна заваруха, чтобы прикрыть темные дела "похода".

    Тогдашний Губернатор Кубани, атаман Котляревский испугался народного гнева. Он помчался в Новороссийск, потом в Усть-Лабинскую крепость. Всюду Котляревский раздавал поспешные приказы об усмирении бунта. С восставшими казаками чаше всего разговаривал войсковой судья Голик.

    Нешуточные события разгорались в столице Черноморского казачества. Вскоре стан участников "Персидского похода" увеличился на двести новых казаков. Полтысячи вооруженных и стойких людей требовали одного – признать вину и расплатиться с ними.

    Гонцы посылались в курени. Могла вот-вот вспыхнуть внутренняя, гражданская война. У повстанцев появился и свой предводитель – молодой казак из станицы Васюринской Федор Дикун.

    Атаман Т. Т. Котляревский приказывает своим помощникам нанять тысячу квартир в Екатеринодаре, чтобы разместить тут российских солдат. На это казаки достойно ответили "С охотой будем дожидаться москалей". Такое хладнокровие подействовало лучше пуль и пик.

    Котляревский трусливо поселился в крепости, под защитой регулярных российских войск.

    Наконец, царские власти послали для того, чтобы выяснить обстановку и умиротворить казаков, инспектора кавалерии Пузыревского. С ним сразу же встретился атаман. Они придумали как усмирить бунт.

    "Бунтовщики" встретили солидного Пузыревского миролюбиво. И, вроде бы, столковались с ним. Инспектор пообещал отеческую защиту, но просил об одном: атаманом войска оставить того же Котляревского. Переговоры были тяжелыми.

    Царский вельможа предложил составить петицию "для царя- батюшки" и отправить в Санкт-Петербург послов. Четырнадцать человек, самых авторитетных. Среди казачьих послов оказались Дикун, Собакарь, Шмалько, Половой. Подлый, унизительный обман, ловушка.

    До столицы Российского Государства послы не доехали. Их схватили в дороге и посадили в Петропавловскую крепость.

    А в Екатеринодаре обезглавленных, без вдохновителей казачьего восстания, казаков, удалось отправить по куреням. 140 участников "Персидского бунта" связанными отправили в Усть-Лабинскую крепость. Потом под стражу заключили еще столько же.

    Создали судебные комиссии. Из исторических источников известно, что сам атаман Котляревский принимал участие в допросах. "Бил оглоблею кузнеца Андрея Юхима, железной шиною пек".

    Некоторые бунтовщики оставались в куренях.

    Специально Войсковое правительство отдало приказ Полтавскому и Джерелиевскому куренным обществам "доставить требуемых в военно-судебную комиссию казаков".

    В противном случаи бунтовщиков должна была доставить рота солдат.

    Тут начался второй бунт, отголосок "Персидского". И это противление происходило уже на наших землях.

    Из архивных источников видно, что в начале марта 1799 года в Джерелиевский курень прибыл канонир Семен Головко с указом об аресте казака Черноглаза. Казаки не выдали Черноглаза, заявили: "Ежели его брать, то пущай беруть усех нас".

    15 апреля этого же года поручик Порывай явился в Джерелиевский курень с поручением уже арестовать нового атамана Камышанского. Но и тут вышла промашка. Все запротестовали. И почти всё мужское население, не считая "благонамеренного общества", пешие, без всякого оружия пошли в Екатеринодар жаловаться на произвол.

    Не дошли, но настояли на своем.

    А. Камышанского, а с ним и казака Черноглаза не выдали судебным властям. Он стал их атаманом.

    Это была маленькая, единственная победа участников "Персидского бунта".

    В основном же этот «бунт» оказался окончательным поражением духа сечевой, запорожской вольности. Он был жестоко покаран.

    С теми, кто уже был арестован, расправились круто. Первые решения судов были такими – повесить бунтовщиков. Однако Император Павел смилостивился. Многие были биты кнутами и розгами, сосланы в Сибирь.

    Зачинщики Дикун и Шмалько умерли в тюрьме от побоев и болезней. Розги, кнут, шпицрутены. Атаманы кровью расписались на спинах униженных казаков.

    Историк Кубанского казачьего войска Ф. А. Шербина заключает по поводу краха "Персидского бунта: "Над казачьим самоуправлением и вольностями поставлен был крест"

    И все же, заковыка вышла с двумя станицами - Полтавской и Джерелиевской. Их вольнолюбивый характер не был поколеблен вплоть до двадцатого века.


    2. КОНЬ РЯБ

    Вольный дух в Джерелиевском курене, а потом в станице Староджерелиевской царил вплоть до Октябрьской революции и Гражданской войны.

    В станице Староджерелиевской хотели жить по справедливости. И всегда протестовали против навязанного извне, не согласующегося с народной совестью.

    Скорее всего, от этого здесь и появился феномен, который потом назовут говорящей фамилией Рябоконь. Конь Ряб. Он – злодей. Он – защитник обездоленных. Головорез. Плавневый Робин Гуд.

    Для одной части населения Рябоконь был бандит, для другой – народный заступник. "Плавучий", неприступный остров находился невдалеке от станицы Староджерелиевской. Здесь по прежнему, своему уставу жили те, кто не принял советскую власть.

    В «стране победившего пролетариата» отметили семилетие Великой Революции, а вольный остров Рябоконя, как бельмо на глазу, существовал. И по своему боролся.

    Вплоть до 1924 года "неуловимый мститель" сотник Рябоконь мешал установившемуся строю. Он расстреливал (было, было это) "комиссаров", порол плеткой комсомольцев и…помогал беднякам.

    Разные легенды ходят о рябоконевцах. Вот одна из них. По всей видимости она рассказана теми, кто шел в ногу с революционной властью.

    "Весной 1920 года в ст. Староджерелиевской была установлена советская власть. А в октябре из Славянска приехал делегат на собрание и выступил с докладом, в котором отразил работу комсомола. Он предложил молодежи станицы организовать свою комсомольскую ячейку. Первая ячейка состояла из 3 девушек: Галины Тумановой, Таисы Климцовой, Марии Логуновой. Постепенно она пополнилась новыми членами. Комсомольцами стали Потап Сухой, Федор Лагунов, Максим Туманов, Петр Лысенко. Возглавила ячейку Галя Туманова.

    Был организован кружок политучебы «Азбука коммунизма». Велась борьба за всеобщую грамотность. Созданы кружки художественной самодеятельности.

    Однажды во время спектакля возле помещения (это была школа) раздались выстрелы. Кто-то крикнул:

    - Банда! Рябоконевцы!

    Зрители в панике бросились к выходу. А комсомольцы, как были одеты и загримированы под кулаков, так и стали отражать нападение.

    В полутьме рябоконевцы не поняли в чем дело. Увидев стреляющих бородатых и пузатых мужиков, которых они приняли за местных богатеев, рябоконевцы растерялись и бросились в бегство. Над этим происшествием долго потом смеялись станичники…

    В памяти джерелиевцев особенно незабываемы события, которые разыгрались в плавнях в период ликвидации банды Рябоконя.

    В станицу прибыл отряд ЧОН с задачей – уничтожить банду. Все ребята комсомольской ячейки горячо откликнулись на предложение помочь этому.

    Когда собрались вместе возле станичного совета, то увидели – нет Максима Туманова. Кто-то сказал:

    - Максим – в поле.

    Быстро вскочив на коней, комсомольцы Миргородский, Горбатенко, Лагунов, помчались в степь за Максимом. Там он работал вместе с отцом.

    - Максим, уже все в сборе. Будем ликвидировать банду. Приехал отряд ЧОН. Собирайся!

    Банда находилась в труднодоступных топях лимана Чебурголь. В разведку, сев в лодку, отправились Максим Туманов, Василий Запашный (как хорошо знающий плавни) и командир отряда красноармейцев Калинин. В камышах лодка нарвалась на засаду рябоконевцев. Началась перестрелка. Были убиты Василий Запашный и Калинин. А раненого Максима Туманова бандиты захватили в плен. Конный отряд ЧОН и комсомольцев станицы находился в это время на берегу лимана. Но помочь ребятам они не могли. Кругом было болото.

    Двенадцать дней бандиты истязали раненого Максима Туманова. Палачи Рябоконя пытались узнать в каких местах расстанавливаются комсомольские посты-засады, кто сообщает о времени нападения рябоконевцев. Кто член партии, ВЧК, ЧОН. В чем сила советской власти.

    Они вырезали на груди Туманова пятиконечную звезду, отрезали нос и уши. А затем столкнули с плавучего острова в болото.

    Комсомольцы станицы поклялись отомстить за смерть погибших товарищей.

    Вскоре банда Рябоконя была ликвидирована".

    Личность В. Ф. Рябоконя, как и образ украинского "народного заступника" Нестора Махно, воспринимается теперь и по - другому. Московский писатель, публицист, уроженец станицы Старонижестеблиевской Петр Ткаченко в своей книге "Возвращение Рябоконя" с симпатией говорит о казачьем заступнике:

    "Это был Василий Федорович Рябоконь, сотник, один из руководителей повстанческого движения на Кубани. До глубокой осени двадцать четвертого года скрывался он с подвижниками своими по камышам плавней и лиманов, снискав себе известность и славу кубанского Робин Гуда.

    Родился он в 1890 году или намного ранее на хуторе Лебеди… В юности, наделенный красивым голосом, был принят в Войсковой певческий хор в Екатеринодаре. По некоторым сведениям, закончил Тбилисское офицерское училище. Кто мог предположить, как неожиданно и трагически вскоре повернется его судьба… Отца его изрубили шашками за то, что не отдал своих лошадей проходимцами и грабителям, прикрывавшим свой разбой демагогией о новом прогрессивном переустройстве. Мать его была расстреляна в числе ста девяноста шести заложников после крымского десанта Улагая на Кубань. Родную хату сожгли. Ничто теперь уже не удерживало его в родном хуторе кроме любви к нему, неизбывной памяти о хуторской, станичной жизни да ненависти к разорителям её".

    Вот два мнения об одной исторической личности. Где здесь правда? Скорее всего, она – в середине. Трагедия России породила и трагических героев, в которых, как сказал поэт "кровавый отсвет в лицах есть"

    А что Рябоконь? Кто он?

    Передо мной фотография, отысканная в станице Гривенской тем же Петром Ткаченко.

    Василий Федорович Рябоконь – холеное лицо со щегольскими усиками, сабля с чеканными, серебряными ножнами… А в руках дирижерская палочка. Он руководил духовым оркестром, замечательно пел.

    …В "Откровении Святого Иоанна" есть эпизод: появляется огнедышащий Конь Блед, как предвестник грядущего крушения мира.

    В станице Староджерелиевской и защитники, и хулители Рябоконя рассказывают один исторический эпизод. Интонация и эмоциональный накал разные, но вот смысл одинаков. В клубе идет заседание партячейки. Широко распахивается дверь.

    На сцену, к трибуне, заскакивает белогвардейский офицер с бледным, хладнокровным лицом. В обеих руках его – по нагану:

    - Что стрррусили? – рокочущий звук бьется по гулким стенам, - мы вам цар-ррр-ря пр-ррр-ривезли. Ну- ка , ррр-асскажите, до- ррр-рогие това-ррр-ищи, как вы здесь хозяйнуете?"

    Это был Конь Ряб.

    Почти всесильный мститель. Такой – с тысячным войском.

    На самом же деле, на плавучем острове пряталась всего горстка оторванных от всякой жизни людей.

    Так было до 1924 года, пока В. Ф. Рябоконя не предал, как говорят, свой же заместитель с тоже говорящей фамилией Загубыбатько.

    Последнего казачьего бунтовщика, оплеванного и забрызганного грязью, увозили из станицы Староджерелиевской на легкой бричке. Ему навстречу шла тяжелая телега. Со стороны железнодорожной станции Ангелинская волы тащили в станицу первый трактор.


    3. ТРАКТОР НА ПОСТАМЕНТЕ

    У него есть имя – модель У-2 (звучит почти так же, как название истребителя авиаконструктора Уточкина). А расшифровывалось это имя так: "Универсал-2". Почему "Универсал" – практически все полевые работы мог выполнять этот небольшой на вид труженик, – на нём пахали, сеяли, боронили и т.д. Почему "2" – впереди у трактора было два колеса (существовала ещё модель У-1, тоже трактор первых пятилеток, но с одним передним ведущим колесом). Появился этот трактор в станице Староджерелиевской как первая ласточка индустриализации. Наверное, очень удивлялся ему крестьянин, – колхозы тогда образовались всего лишь недавно. И У-2 со своими железными колёсами, ребристыми и шипастыми, действительно был диковинкой. Он степенно пыхтел двигателем, который тракторист (тоже представитель диковинной в начале тридцатых годов профессии!) заправлял обыкновенным керосином. Старики настороженно принюхивались к керосиновой гари, синим облачком плывшей за трактором, и недоверчиво качали головами, – небось, будет пшеница керосином-то отдавать. Но они ошибались. Пшеница в уборку, которую впервые в своей механической жизни проводил У-2, совсем не пахла керосином, зато работал У-2 безотказно и прожил очень долгую, многотрудную жизнь, вплоть до 60-х годов, когда в колхозе, уже носившем название "Советская Россия", было 60 единиц техники.

    Наверное, У-2 хорошо помнит, как построили в колхозе мехток с асфальтовым покрытием. Тогда с У-2 сняли шипастые колёса и "переобули" его в колёса, снабжённые резиновыми шинами, – чтобы трактор не разбивал асфальт. У-2, конечно, порадовался обновке, наверняка немного погрустил. Он понимал – время бежит стремительно, и скоро он просто станет не нужен людям, которым так долго служил верой и правдой. Он был прав, но он же… и ошибался. Когда на мехтоке, где в начале 60-х годов работал "старичок" У-2, крутил молотилку, заменили устаревшую технику, "старичка" списали "на пенсию", а его старейший и лучший друг механизатор Скляр Николай Фотиевич был переведён на новую мельницу. Трактор стоял на приколе. Теперь он действительно стал не нужен – так, списанная железка. И Николай Фотиевич тоже вздыхал, работая на мельнице. После того, как списали за старостью его любимца У-2, он чувствовал, что из жизни его ушло что-то очень дорогое. Но порядок есть порядок. Трактор не приведёшь домой. А ведь полжизни почти связано с безотказным и трудолюбивым У-2. Ведь он холил и нежил стальную машину как вполне живого коня. А теперь они – врозь… Но жизнь состоит не только из правил, есть в ней и исключения. "Тебя, Фотиевич, уже не оторвать, видно, от твоего трактора", - пошутили в правлении колхоза и… разрешили Скляру забрать трактор домой. Сделали это исключительно из уважения к механизатору – старейшему ветерану колхоза. Так снова они оказались вместе – Николай Фотиевич и старенький У-2.

    Раза два в год выводил Николай Фотиевич У-2 на прогулку – привезти дрова, либо ещё что-нибудь. И снова У-2 степенно урчал двигателем, и вилось за ним вслед синеватое облачко – совсем как тогда, в годы первых пятилеток. И мир, казалось, радовался вместе со старыми друзьями жизни, и солнце весело играло лучами на металлических боках У-2.

    А время летело без остановки. К 60-летию Советской власти в 1977 году у станичников созрела мысль увековечить память всех тех механизаторов, что сменили мирное ремесло хлебороба на воинскую профессию, ушли и не вернулись: остались на полях Великой Отечественной.

    Объявили в колхозе конкурс на лучший макет памятника. Я был рад, что одобрили мой макет. Собственно, вариантов других и не было, – было решено воздвигнуть на постамент У-2. Поставить трактор на вечную стоянку. Чтобы знали потомки историю не по рассказам, а наглядно.

    Определили размеры в натуральную величину постамента. На центральном мехтоке заработало звено энтузиастов – они изготовили вновь железные колёса для У-2, ребристые, шипастые. Отыскали магнето, заново перетянули коленчатый вал. Участвовал в этой реконструкции – что особенно интересно - племянник Николая Фотиевича Скляра – Николай Иванович Скляр (отличный механизатор, один из лучших рационализаторов колхоза "Советская Россия"), инженер колхоза Иван Гаврилович Заиц, слесарь Александр Васильевич Туманов, моторист Георгий Степанович Зяблов. А постамент соорудила бригада под руководством Петра Яковлевича Кирия и инженера-строителя колхоза (ныне покойной) Курловой Галины Фёдоровны, с участием Виталия Александровича Ковалицкого, инженера.

    Митинг был назначен на 4 ноября 1977 года. Все колхозники, а среди них старейшие механизаторы – хлеборобы, молодёжь – видимо-невидимо народу пришло на митинг открытия памятника. И хотя шёл мелкий осенний дождик, все терпеливо ждали торжества. Играл духовой оркестр.

    Группа механизаторов-ветеранов труда прошла колонной к мехмастерским. Там завели трактор. И за руль У-2 сел, как в далёкие пятидесятые годы, Николай Фотиевич Скляр. Медленным ходом, в сопровождении почётного эскорта, направился У-2 к месту своей теперь уже последней стоянки. На митинге перед сельчанами выступил оратор, рассказал историю У-2. Были названы имена тех, кто работал на нём. А потом – взметнулась и, казалось, расцветила хмурое небо осени задорная песня – марш трактористов "Ой вы кони, вы кони стальные". На глазах старых механизаторов, многие из которых прошли и войну, заблестели слёзы. А может быть, это был дождик. Который моросил, не переставая.

    У-2 подъехал к постаменту. Последний раз слили из двигателя горючее, масло. Крановщик Николай Михайлович Мокрищев и молодой сварщик Виктор Романенко застропили У-2 и бережно перенесли его краном на постамент. Грянул Гимн Советского Союза. И застыли в почётном карауле ветераны, молодёжь…

    Лучшие трактористы колхоза, победители соревнования на уборке-77 Пётр Харитонович Куча и Иван Максимович Велисевич сняли с мемориальной доски полотно. Ура-а-а!!! – загремело под хмурым небом. – Ура! Слава труду!

    На въезде в станицу Староджерелиевскую на постаменте стоит безотказный труженик, трактор У-2. В ветреную погоду его жестяной красный флажок-флюгер, закреплённый на капоте, показывает направление ветра. И кажется, что трактор не стоит на месте, а очень медленно едет. Подвиг народный, подвиг труда длится вечно. И вечен будет он, запечатлённый в священной реликвии, частице истории колхоза "Советская Россия". Помните, молодые колхозники, и никогда не забывайте свою историю. Ведь без истории нет народа.


    4. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ РОМАН

    Эта красочная заметка была напечатана в районной газете "Голос правды" и подписана фамилией Е. Лысенко, профсоюзного лидера колхоза "Советская Россия".

    Конечно, она должна иметь и продолжение, и комментарии.

    В самом старом здании станицы Староджерелиевской заместитель главы администрации Людмила Григорьевна Миргородская загадочно улыбнулась: "Ничего нет проще. Сейчас вы познакомитесь с некоторыми героями "тракторной истории". Вообще, все это увлекательно. Похоже на "индустриальный детектив". Она протянула альбом с фотографиями, где "У-2" –главное "лицо". За "Универсалом" ухаживали, его ремонтировали, ему аплодировали. История – в снимках. Она изучается в средней школе № 11.

    Вскоре в местную администрацию, в которой еще остались печки-грубки, влетел пожилой уже, но жизнерадостный еще Василий Иванович Скляр.

    Он попросил загибать на руках пальцы: "Нас, Скляров Иванычей, много. Загибайте. Готовы? Николай Иванович, Василий Иванович, Владимир, Григорий, Дмитрий и самый младший Алексей Иванович. Он глава администрации. Шесть братьев нас. И еще трое братьев умерли маленькими. И все мы – люди технические".

    Василий Иванович Скляр умолк, поглядел в угол, словно что-то вспоминая, и опять оживился:

    - Но самый среди нас главный Николай Иванович.

    - Опять загибать пальцы?

    - Угу.

    - "Вместо сердца пламенный мотор у него". Он первый придумал прицепить к косе мотор от моторка. И сено косил только так, будто маслом трава была намазана. Создал приспособление для посадки кукурузы. А вот, скажите на милость, есть ли картофелеуборочный комбайн на белом свете? Нету! А у Николая Ивановича он в наличии. Приезжайте, московские конструктора, списывайте схему!

    И мопед у него был самый первый в станице Джерелиевской. Он прицепил его к пензенскому велосипеду и лихо раскатывал. Все завидовали. Это - после войны дело-то было.

    А техническим делам все научились у своего отца, станичного кузнеца Иван Фотиевича Скляра. Иван Фотиевич – брат того самого Николая Фотиевича, о котором с такой симпатией рассказывается в газетной зарисовке. Отвлеклись, отвлеклись! Станичный кузнец Иван Фотиевич Скляр был мастер, с большой буквы. Говорят, есть книжка. В ней мастер по фамилии Левша крохотную блоху подковал и в Париж отправил. Зачем подкованная блоха в Париже? Чушь! Иван Фотиевич стальные швейные иголки мастерил, а в них и ушко для нитки. Попробуйте – получится ли?…

    Иван Фотиевич и был самым первым трактористом в нашей станице. Но недолго. Он этот трактор "Универсал" со станции пригнал. Научился на нем ездить. А потом уже передал в чужие руки. Тому же брату Николаю Фотиевичу.

    Эх, шутник был батя. Собирается он в поле, в сапоги ноги сует да жене Ульяне Федотовне кричит: "Сальца шматок не забудь!" Та, как бы не понимает: "Вчера сала, сегодня сала, для кого?". "Для "Универсала!" – хохочет отец. Потеха!

    Механизатор, кузнец - фигура на селе. И воспитатель сынов. Не гены передаются, а опыт.

    Василий Иванович Скляр – специалист по механике. В электричество не лезет. Тридцать пять лет проработал в колхозной газовой службе. Отремонтирует любую плиту. А еще? Еще часы исправит, будильники, сепараторы, автомобильный мотор. Все что крутится-вертится, все кривошипно-шатунное, с коленвалами, с трубками-шестеренками. Все, где есть железо, медь, латунь, алюминий, дюраль.

    Совершенно другое дело - его младший брат Владимир Иванович.

    (Незаметно Василия Ивановича на стуле заменил Владимир Иванович).

    В армии он был оптиком. Разбирался с приборами ночного видения. А это ведь – высший пилотаж. И "технический профиль" у Владимира Ивановича другой – электрический. Телевизор починить? Нет проблем. Проводку в автомобиле - тут же разберется, прозвонит, протянет. Замок какой с хитрым секретом. Тоже раскусит.

    Он вспоминает, что отец, Иван Фотиевич учил его: "Железо – теплое, живое, из него можно даже куклу с глазами сделать. Только тихонечко, задумчиво, без чертополоха!"

    Однако и по мнению Владимира Ивановича, самый смышленый из братьев - Николай Иванович. Да, что там – Скляры – все мастеровитые. Оно ведь еще в фамилии заложено. В переводе с украинского "скляр" – "стекольщик".

    Сейчас самый старший из братьев, "Заслуженный механизатор" Николай Иванович Скляр приболел. Конечно, война сказывается. Он был ранен в самом конце войны. Тянул с товарищами связь. Разматывал тяжелую катушку с проводом. Что-то не ладилось, провод застревал, задевал за что-то. Николай Скляр обернулся, чтобы крикнуть товарищу: "Дерни посильней!". И тут-то его "просквозил" пушечный снаряд. Руки, ноги, живот. Крови вышло много. Но если бы не обернулся тогда, был бы убит.

    "Кто-то спас меня, шепнул: "Оглянись!" – откровенничает Н. И. Скляр.

    А еще он, понюхавший войну на передовой, знает полную правду о ней. Без парада, без прикрас.

    Привожу рассказ Николая Ивановича Скляра. Почти дословно, тоже без "художественностей".

    "Уже после войны дело было. Подходит ко мне сосед и говорит: "Сходи в клуб, там кино показывают. "Освобождение" называется. Может себя там увидишь?.. "Э! - машу я рукой. - Ерунда! Ничего не увижу". А сам вспоминаю: видел в Германии этих операторов. Аппарат с ручкой, как у сепаратора. Крутят. "Может, - думаю, - покажут?" Надел костюм, белую чистую рубашку – в клуб отправился. Но до конца этого самого "Освобождения" не досидел. Враки в фильме. Одна болтовня. На учениях снимали. Скажите на милость, были ли такие танки, на которых крупно краской намалевано "Смерть Гитлеру!" Да на такую надпись немцы бросят все силы, чтобы только уничтожить бронетехнику.

    Иные танки даже и не определишь, наш он или фашистский. Вот был случай. Мы в поле не успели еще окопаться, голо-пусто. Из оружия – автомат да мелкие гранаты. И танк, это чудище без опознавательных знаков, на нас прет. Возьми его, за рубль с полтиной. Мы уже с жизнью простились. Кто молится, кто матерится. Счас он нас уделает. Пали по нему из автомата, гранаты кидай – без толку. Сейчас отутюжит, как шнурки на ботинках. Но танк как-то лихо развернулся. Откинулась крышка люка. И из "чудища" выглянула чумазая русская физиономия. Наших с немцем ни в жисть не перепутаешь. Вот вам и "Освобождение" Выдумки! Одно слово – кино."

    Не выдумками, а реальностью для Николая Ивановича оказалась "грязная и кровавая" война.

    Тут все ясно как день. Отец, Иван Фотиевич, воевал в её начале – тяжело ранило. Списали. Сам – воевал в конце: Польша, Германия. Та же история.

    И не выдумки, конечно, – этот вот трактор. " У-2". И он к нему руки приложил, реставрировал: лудил, паял, прикручивал, шипы менял на колесах. Это в память об отце, о дядьке, о других. А потом всем гамузом, все провожали чудесный трактор на край станицы. Трактор-трудяга. Как все.


    Жизнь замечательных земляков

    НИНА ИВАНОВНА ПЕРЕНИЖКО
    (биографическая справка)

    Перенижко Нина Ивановна родилась в 1936 году в ст. Староджерелиевской. Росла в многодетной трудолюбивой крестьянской семье. Обучалась в Джерелиевской школе, где и окончила 7 классов.

    После окончания школы Нина Ивановна сразу пошла работать в родной колхоз: вначале работала на ферме, затем прицепщиком на тракторе, поливальщицей.

    С началом освоения рисосеяния на Кубани Нина Ивановна пошла работать поливальщицей на рис. Затем в колхозе образовалось рисоводческое женское механизированное звено (первое в районе), которое возглавила Перенижко Н.И.

    За большие достижения, показатели в рисосеянии Нина Ивановна была избрана делегатом XXIV съезда КПСС, где была награждена первым Орденом Ленина. За высокие урожаи риса, за трудовую доблесть была удостоена в 1973 году звания Героя Социалистического труда. В этом же году была делегатом слёта женщин-механизаторов в Москве. Несмотря на занятость и возраст поступает и заканчивает Славянский сельскохозяйственный техникум по специальности агроном.

    С 1976 года работает агрономом в родном отделении №7, где опять добивается высоких показателей и награждена Орденом Трудового Красного Знамени. А с 1979 года Нина Ивановна становится руководителем своего же родного 7-го отделения, где и проработала до последних своих дней.


    Переселение запорожцев

    В результате двух воин с Турцией в 1768- 1774 гг. и в 1787- 1791 гг. Россия присоединила Северное Причерноморье, Крым. Правобережную Кубань. Для освоения кубанских земель и защиты южных границ от внешней опасности сюда было решено переселить казаков. Жалованной грамотой от 30 июня 1792 г. императрица Екатерина даровала Кубань Черноморскому казачьему войску, образованному в 1787 г. из бывших запорожцев. Войско получило в вечное владение состоящий в области Тавричекий остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть - Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же – Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли".

    По свидетельству очевидцев, "край представлял собою неначатый запас естественных богатств, которыми можно было пользоваться при помощи скромных затрат труда и капитала. Благоприятный климат, полноводные реки и плодородная земля сулили материальное довольство".Переселение на Кубань черноморских казаков, возглавляемых полковником Саввою Белым, кошевым атаманом Захарием Чепигой. войсковым судьей Антоном Головатым заняло 1792 - гг. Всего на новые земли переселилось 17 тысяч бывших запорожцев, составлявших основу Черноморского войска. Весной 1793 г. казаки начинают укреплять кордонами границу Кубани


    Ратная доблесть

    Шли годы. Казаки Полтавского, Ивановского, Джерелиевского {с 1809 г. - Староджерелиевского), Нижестеблиевского (с 1815 г. - Старонижестеблневского), Марьянского. Новомышастовского (образованы в 1823 г.) куренных селений несли государеву службу, охраняли границы, в тяжелых условиях постоянных вооруженных конфликтов с горцами осваивали новые земли. Жизнь была полна трудностей и невзгод. Разливы Кубани приводили к заболачиванию местности. Обычным делом были эпидемии малярии. Весной и осенью непролазная грязь затрудняла движение, не было дорог, мостов. В 1835 г. декабрист А.А. Бестужев, сосланный на Кавказ, писал своему брату Павлу: "Вся Черномория есть море грязи и в Ивановке нашей - бездна ее. Лошади тонут до ушей на улицах..." Несмотря на мягкий климат, часто в Черногории случались заморозки, засухи. Суровыми выдались зимы 1809- 1810, 1840- 1841, 1879- 1880, 1888- 1889 годов. Сильнейшая засуха поразила земли черноморских куреней в 1833 - 1834 годах. Начался голод.

    Ровно через сто лет, словно по роковому предначертанию, голод унесет тысячи жизней полтавчан, ивановцев, джерелиевцев, стеблиевцев ...Черноморские казаки были непременными участниками большинства войн, которые вела Россия в XIX веке Они прославили российское оружие в войнах с Турцией (1806-1812, 1828-1829, 1877- 1878 гг.), с Персией (1804-1813, 1826 - 1828 гг.). Казаки отличились в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах 1813 - 1814 гг. Защищали они страну в Крымскую войну (1353 - 1856 гг.). Казаки активно привлекались и для освоения окраинных территорий. В 1839 г. из Амурского казачьего войска было выделено Уссурийское казачье войско. Для пополнения Амурского и Уссурийского казачьих войск на Дальний Восток переселили казаков с Кубани.Переселенцы из Ивановской образовали слободу Ивановскую недалеко от Благовещенска, казаки Полтавской на Уссури основали станицу, назвав ее в честь малой Родины. Кубанские казаки охраняли границу с Китаем, осваивали дальневосточные земли.


    Отмена крепостного права и буржуазные реформы

    В середине - второй половине XIX века старые черноморские станицы изменили свой облик. Это были уже не те курени с примитивными хатками, в которых ютились первые поселенцы. Так, в станице Полтавской в 1861 г. насчитывалось 622 двора и 4871 житель. В станице был окружной суд. войсковой лазарет, станичное правление, почтовое отделение и два питейных дома. Вторая половина XIX века прошла под знаком отмены крепостного права и последовавших за этим буржуазных реформ. В России быстро развивалась промышленность, железнодорожный транспорт, появлялись новые отрасли промышленного производства. На Кубани ведущее место занимала промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Но развивалась она в основном в городах. В сельской местности традиционно занимались земледелием и животноводством. Широкое распространение здесь нашли кожевенное, кузнечное, печное, бондарное, шерсто­бойное и другие производства. Пореформенное врем я характеризуется быстрыми темпами социального расслоения. Согласно законоположению 1869 г., на каждого казака, достигшего 17-летнего возраста, полагалось, в зависимости от месторасположения и качества земли, от 16 до 30 десятин надела. Горцы наделялись землей по 9-14 десятин на одну мужскую душу вне зависимости от возраста. Еще меньше был надел у коренных русских крестьян - от 3 до 7 десятин. Совсем безземельными было большинство иногородних крестьян, В 1870 г. правительство издает положение о наделении генералов, офицеров и войсковых чиновников земельной собственностью в размере от 50 до 1500 десятин. Большинство новых владельцев получили от 50 до 500 десятин. К началу XX века крупных помещиков в Кубанской области было немного - около 200 владельцев, которым принадлежало 300 тыс. десятин земли. В 1891 г. было принято новое Положение об общественном управлении в казачьих войсках, заменившее Положение 1870 г. В Кубанской области для казачьего населения устанавливались две категории населенных пунктов: станицы и хутора. Эти формальные нововведения были очередной попыткой правительства закрепить сословные отличия от невойскового населения, проживавшего в деревнях, селениях, поселках и аулах. Для этого рода населенных пунктов существовала волостная система управления. Невойсковые жители ("иногородние"), жившие совместно с казачьим населением в станицах и хуторах, подчинялись казачьей администрации.

    Традиции казачьей вольницы долго жили в старых черноморских станицах. Вот что писал наказной атаман Кубанского казачьего войска, начальник Кубанской области генерал-лейтенант М.А. Цакни в своем рапорте от 4 апреля 1873 г.: "...наклонности старого Черноморского казачества, сохраняющего предания запорожской вольницы, издавна поддерживали между жителями станицы Полтавской дух глухого безмолвного озлобления и противодействия всяким административным распоряжениям, направленным к улучшению существующего в войске порядка В силу такого направления полтавские казаки постоянно влияли губительным образом на соседние поселения. Остается одно средство - насильно расселить жителей станицы, оставив в ней только тех, которые высказали с самого начала полное послушание, и служащих казаков, если последние не изъявят желания следовать на переселение со своими отцами. Затем станицу Полтавскую заселить охотниками из других станиц, изменив и самое ее название..." Слова генерала оказались пророческими. Полтавскую действительно выселили и изменили ее название спустя 60 лет. Тогда же. в 1873 г., "дело Полтавской станицы" закончилось высылкой нескольких десятков "подстрекателей к ослушанию" в Сибирь и в закубанские станицы и отставкой наказного атамана Кубанского казачьего войска М.А.Цакни


    В начале двадцатого века

    Девятого ноября 1906 г. в России началась столыпинская аграрная реформа. 1909 - 1913 гг. характеризуются новым экономическим подъемом. Было на подъеме и хозяйство Кубани. Здесь активно развивалось скотоводство. На Кубани возделывались культуры картофеля, льна, конопли, табака, подсолнечника. По чистому (за вычетом семян) сбору зерна на душу населения (65 пудов) Кубанская область в 1913 г. вышла на первое место в России, обогнав стоявшую на втором месте Украину (49 пудов). Развивались промышленность, железнодорожный, морской и речной транспорт, торговля, кооперация. Расправили плечи старые кубанские станицы. Так, Староджерелиевская насчитывала в 1913 г. вместе с прилегающими хуторами (Ангелинский, Великие Гряды, Желтые Копани, Протока) 1130 дворов с 10563 жителями. В их пользовании было 36853 десятины земли, в том числе пахоты - 13400 десятин, под сенокос -3660 десятин, выпасов - 4611 десятин, плавней и болот - 14918 десятин. Насчитывалось 2960 пар лошадей, 1320 пар быков, отары овец. В станице имелось 14 смешанных торговых заведений, 4 кирпичных завода. Предприниматели В.Е. Юрченко и В.Я. Дегтярев построили три маслобоиных завода. Прекрасными качествами отличалась мука, смолотая на мельницах Е. Шапрана. Работали два шерстобитных завода, бондарная мастерская, две кузницы Красноармейский район дал Кубани двух выдающихся деятелей культуры - Акима Дмитриевича Бигдая (1855 -1909) и Григория Митрофановича Концевича (1863 - 1941). Аким Дмитриевич Бигдай родился в станице Ивановской. в семьесвященнослужителя. С его именем связано открытие в Екатеринодаре в 1889 г. кружка любителей музыки. В 1896 - 1897 гг. Бигдай издал обширный сборник "Песни кубанских казаков", а который вошли более 500 песен черно­морских, линейных и терских казаков, записанных им во время многочисленных экспедиций по кубанским станицам. Талантливым собирателем и исследователем песенного фольклора кубанского казачества, хормейстером - дирижером и композитором был уроженец станицы Старонижестеблиевской Григорий Митрофанович Концевич. Четырнадцать лет, с 1392 по 1906 год, он являлся регентом войскового певческого хора Кубанского казачьего войска. В 1904 - 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен. В сентябре1995 г. в станице Старонижестеблиевской на здании местной библиотеки была открыта мемориальная доска в честь Г.М. Концевича. Первого августа 1914 г. Россия вступи в Первую мировую войну. С самого ее начала кубанцы принимали активное участие в боевых действиях. На фронтах первой мировой сражались более 110000 кубанских казаков и около 2300 офицеров. Из них были убиты около 4000 человек, 23900 ранены, 2000 человек пропали без вести. К наградам были представлены более 30200 казаков, т. е. каждый третий, и около 120 офицеров.


    Революция и гражданская война

    События 1917 г. предопределили дальнейшее развитие страны на семьдесят с лишним лет. После большевистского переворота страна разделилась на два враждебных лагеря. Весной - летом 1918 г. началась гражданская война Станицы и хутора нынешнего Красноармейского района оказались между двух огней. Беднота, иногородние поддержали Советскую власть и образованную 1 февраля 1918 г. Кубанскую советскую социалистическую республику. Зажиточное казачество, состоятельные станичники, предприниматели, офицеры в большинстве своем были на стороне контрреволюции. Гражданская война -это величайшая трагедия для России. Она привела к гибели миллионов россиян, павших на поле брани, от болезней, красного и белого террора. Итогами войны была всеобщая разруха, массовая эмиграция, голод начала 20-х годов, унесший более 5 млн. человеческих жизней. С августа 1918 по март 1920 г. Кубань была занята Добровольческой армией. На юге страны ожесточенный характер гражданской войны проявился с особой силой. 4 апреля 1919 г. генерал-лейтенант А.И. Деникин в г. Екатеринодаре подписал Положение о создании "Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при главнокомандующем вооруженными силами на юге России". Комиссия выявила многочисленные факты преступлений большевиков весной - летом 1918 г. против зажиточных слоев общества, священнослужителей, интеллигенции, офицерского корпуса. Но и режим Деникина не отличался терпимостью. История сохранила немало примеров преследований тех, кто с оружием в руках боролся с Добровольческой армией, членов их семей, иногородних. В станице Полтавской был убит зажиточный кустарь Петр Яковлевич Подоляк. Один из его сыновей ушел в Красную Армию, другой служил в Добровольческой. После прихода белых П.Я. Подоляка в одну из ночей вывели из дома, отвели на кладбище и заставили копать себе могилу. Когда она была готова, Подоляка убили, тело обезглавили и закопали, а голову отдали обезумевшей от горя жене. Весной 1920 г. Кубань была занята Красной Армией. Однако рецидивы гражданской войны долго еще проявлялись в том или ином виде. Летом 1920 г. на Кубани был разгромлен десант Врангеля, которым командовал генерал Улагай. До 1922 г. действовали бело-зеленые отряды, выродившиеся в бандитские формирования. Так, уже после окончания гражданской войны, жителей Полтавской и других станиц терроризировала банда Рябоконя.


    Начало рисосеяния

    В 1929 г. Совет Труда и Обороны СССР принимает решение об освоении плавней Кубани. Была создана специальная организация по строительству гидротехнически сооружений и оросительных систем на Кубани "Плавстрой". Его начальником был назначен известный красный командир периода гражданской войны Дмитрий Петрович Жлоба. Он же одновременно был начальником Азово-Черноморского рисотреста. В 1929 г. была построена Тиховская ирригационная система, а в 1930 г. на 57 гектарах плавневых земель впервые произведен промышленный сев риса. Был создан первый зерносовхоз "Приазовские плавни". Все работы в те годы выполнялись вручную, техники было недостаточно. Люди работали от зари до зари. Урожай в 20-25 центнеров риса с гектара считался чуть ли не рекордным. Вслед за совхозом "Приазовские плавни" на землях станиц Ивановской и Полтавской в районе хутора Тиховского были созданы еще два совхоза, специализировавшиеся на выращивании риса. Насыпанные вручную каналы, залитые, порой без всякой планировки, чеки, примитивные ирригационные системы в конце 20-х, в 30-е годы заложили фундамент российского рисосеяния, пережившего стремительные взлеты и падения.


    Коллективизация и голод 30-х годов

    Начавшаяся в 1929 г. коллективизация сельского хозяйства принесла немало бед и разорений. Она вместила в себя насильственное объединение крестьянских дворов в колхозы, раскулачивание, депортацию кулацких семей (в этот разряд часто попадали и середняки) в отдаленные районы страны. Но самыми мрачными в истории Кубани и Красноармейского района стали, пожалуй, 1932-1933 гг. В Северо-Кавказский край в начале ноября 1932 г. прибывает чрезвычайная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с секретарем Центрального Комитата Л.М. Кагановичем, Комиссия была направлена для предотвращения срыва хлебозаготовок и осеннего сева. Она фактически возглавила карательную кампанию против крестьян Северного Кавказа и выполнила поставленную Сталиным задачу "взять хлеб любой ценой". Повсеместно начались обыски дворов, общественных построек и даже кладбищ с целью выявления спрятанного в преддверии голодной зимы хлеба. Станицы, давшие наименьший процент выполнения плана хлебозаготовок и осеннего сева, заносились на так называемую "черную доску". На Кубани на "черную доску"были занесены десятки станиц. В Красноармейском районе наиболее пострадала станица Полтавская. Четырнадцатого декабря 1932 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР принимают специальное постановление "О хлебозаготовках на Украине, Северном Кавказе и в Западной области", в котором, в частности, говорилось: "Выселить в кратчайший срок в северные области СССР из станицы Полтавской (Северный Кавказ), как наиболее контрреволюционной, всех жителей за исключением действительно преданных советской власти и не замешанных в саботаже хлебозаготовок колхозников и единоличников и заселить эту станицу добросовестными колхозниками-красноармейцами, работающими в условиях малоземелья и на неудобных землях в других краях, передав им все земли и озимые посевы, строения, инвентарь и скот выселяемых". Сельский Совет и партийные организации были распущены, в станице был введен комендантский час, комендантом назначен некто Кабаев, Полтавская была оцеплена войсками. Высылали всех поголовно: стариков, женщин, детей, явных бедняков. К 19 декабря 1932 г. из станицы было выселено 2158 семей (9187 человек). С января 1933 г. начинается заселение станицы крестья­нами, в основном из северных районов страны, и демобилизованными красноармейцами, преимущественно уроженцами Нечерноземья из Ленинградского и Белорусского военных округов. В этой связи в 1933 г. станица была переименована в Красноармейскую. Историческое название ей было возвращено более шестидесяти лет спустя по инициативе главы администрации района В.В. Ляха.


    Образование Красноармейского района

    В январе 1934 г. Президиум БЦИК принял постановление о разделении Северо-Кавказского края на Азово-Черноморский край с центром в г. Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский край с центром е г. Пятигорске. Все районы Кубани вошли в состав Азово-Черноморского края. В конце декабря 1934 г. ряд районов Кубани подверглись разукрупнению. Населенные пункты современного Красноармейского района вошли в следующие районы: Ивановский район с центром а станице Старонижестеблиевской (Ивановский, Гришковский. Новомышастовский, Старонижестеблиевский сельские Советы), Красноармеиский район с центром в станице Красноармейской(Красноармейский, Новониколаевский. Староджерелиевский, Тиховский, Трудобеликовский. Гривенскии. Лебединский сельские Советы), Краснодарский район с центром а г. Краснодаре (Марьянский сельский Соает). Тринадцатого сентября 1937 г. ЦИК СССР принял решение о разделении Азово-Чериоморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. Нынешние населенные пункты района вошли в состав Ивановского района с центром в станице Старонижестеблиевской (Гришковский. Ивановский, Краснолесский, Старонижестеблиевский сельские Советы), Красноармейский район с центром в станице Красноармейской(Буденновский, Гривенский, Кагановичский, Красноармейский, Лебединский, Новониколаевский, Староджерелиевский, Тиховский, Тру-добеликовский сельские Советы).


    Великая Отечественная

    Новые испытания выпали на долю жителей района, как и всей страны, в 1941-1945 гг. После начала Великой Отечественной воины тысячи мужчин и женщин ушли в действующую армию, сражались в партизанских отрядах в период оккупации Краснодарского края, самоотверженно трудились на полях и фермах, участвовали в движениях помощи фронту. Немало красноармейцев воевало в 4-м гвардейском Кубанском казачьем кавалерийском корпусе, про­шедшем с боями до Праги. Несколько жителей Красноармейского района были отмечены высшими наградами страны. Героями Советского Союза стали уроженцы станицы Старомижестеолиевской И.П. Афанасенко и Г.М. Чигрин. уроженец станицы Марьинской С.В. Кокора, уроженцы хутора Трудобеликов ского Н.С. Есауленко и В.М. Вальков, уроженцы станицы Ивановской И.П. Горбачев, Д.П. Лях и В.С. Клюкин, последний получил высокое звание за участие в советско-финской войне, уроженцы станицы Новомышастовской Г.А. Лойко, П.Ф. Крупский, Н.К. Пархо­менко, жители станицы Красноармей­ской П.А. Пода, Н.М, Дудин, В,И. Федо-ренко. После разгрома сталинградской группировки немецко-фашистских войск наступление частей Красной Армии началось на Северном Кавказе. В феврале-марте 1943 г. в результате ожесточенных боев большая часть Краснодарского края была освобождена. Стали свободными и населенные пункты Красноармейского района. Но и после этого война не ушла из станиц и хуторов. С апреля по август 1943 г. в станице Ивановской базировался 46-и гвардейский орденов Боевого Красного Знамени и Суворова Таманский женский авиаполк легких ночных бомбардировщиков. Отсюда наши прославленные летчицы, "ночные ведьмы", как называли их фашисты, летали бомбить Голубую линию" врага.


    Жизнь возрождается

    Разрушенное войной хозяйство восстанавливали не один год. Все в станицах и хуторах напоминало войну: опустевшие без хозяев дома, могилы погибших воинов, скудная пища, разоренные фермы, захиревшие пашни. Вновь нашлись силы у тружеников. Постепенно поднимались из руин и пепла колхозы и совхозы. Крестьяне, несшие непосильное бремя налогов и натуральных поставок, трудились не покладая рук. В 1950 г. по стране прошла волна объединений колхозов. Так, коллективные хозяйства "Путь вперед", "Красная нива", "Красный орел", имени 14-го Октября, имени Красной Армии и имени Шевченко были объединены в один колхоз с центром в станице Старонижестеблиееской. Колхозы станицы Ива­новской имени Ильича. "Красный Про­летарий", имени 13-ти лет Октября и имени 17-го партсъезда преобразованы в колхоз имени Ленина. В 1956 г. на ба­зе небольших совхозов "Красноармейский". "Тиховский", "Черкесский" и кол­хоза имени Матвеева был создан рисосовхоз "Красноармейский". Его возглавил бывший директор староминского зерносовхоза Алексей Исаевич Майстренко. Более тридцати лет руководил "дед", как ласково называли А.И. Майстренко земляки, рисосовхозом. При нем здесь были построены фермы, дороги, школы, больницы, уникальный дворец культуры, картинная галерея, люди стали жить добротно, зажиточно. Десятки высококлассных профессиона­лов переманил А.И. Майстренко к себе. В совхозе, со временем ставшем госплемзаводом, появились новые отрасли хозяйства. Но самая известная после рисосеяния - коневодство. Чистокровные скакуны госплемзавода. выступая на престижных соревнованиях, завоевали много традиционных призов, среди них такие, как Большой Всесоюзный приз (Дерби), посвященный столетию Московского ипподрома.


    Последние десятилетия

    В 50 - 70-е гг. район пережил несколько административных преобразований 22 августа 1953 г. Ивановский район был упразднен. Его территория передана Красноармейскому району. Но на этом маленькие административные ре­волюции не закончились. 1 февраля 1963 г. Красноармейский район был расформирован. Территория вошла в состав Славянского сельского района. Район вновь был образован 30 декабря 1966 г. Если датой основания района можно считать 31 декабря 1934 г., то 30 декабря 1966 г. произошло его второе рождение. В связи с образованием в 1978 г. Калининского района ряд населенных пунктов (станицы Новониколаевская, Гривенская, село Гришкоаское и др.) были переданы из Красноармейского в новый район. После этого существенных административных преобразований в районе не было. Район делился на десять сельских Советов (сейчас - сельские поселения) - Ивановский, Красноармейский, Марьянский, Новомышасто веки и. Октябрьский, Протичкинский. Старонижестеблиевский, Староджерелиевский, Трудобеликовский. Чебуproльский. В послевоенные годы в районе было зарегистрировано несколько новых населенных пунктов. В 1952 г - поселок Первомайский, в 1958 г, - поселки Водный, Дружный, Заря, Краснодарский, Краснополянский. Мирный, Октябрьский, Подлесный. Пол­тавский, Рисоопытный, Элитный. На 50 -70-е гг. приходится расцвет научной деятельности известного селекционера, академика, дважды Героя Социалистического Труда Павла Пантелеймоновича Лукьяненко (1901 - 1973). Несмотря на свою занятость, всемирную известность, Павел Пантелеймонович никогда не забывал свою родную станицу Ивановскую и своих земляков. Имя и добрые дела академика Лукьяненко навсегда останутся в сердцах станични­ков. 70 - 80-е гг, в сравнении с эконо­мическим сладом 90-х гг. были, пожалуй, самыми успешными, устойчивыми для хозяйств района за многие послереволюционные десятилетия. Помимо известного на весь Советский Союз совхоза "Красноармейский", в районе имелось немало крепких хозяйст, к примеру, таких, как колхоз "Россия", который возглавляли опытные руково­дители В.И. Черушев, Н.И. Горовой, Б,Г. Фоменко. Последний и сейчас у руля хозяйства (ныне - агрофирмы). В марте 1996 г. Борису Григорьевичу было присвоено почетное звание "Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани'". Несколько десятков лет возглавлял колхоз Герой Социалистического Труда Иван Васильевич Марковский. Благодаря ему. всем труженикам хозяйство уверенно смотрело в будущее. Колхозники постоянно ощущали на себе заботу и внимание со стороны Ивана Васильевича. Наступили 90-е г.г. Это время глубоких преобразований, коренных реформ в жизни страны. Селяне стали более са­мостоятельными в своих поступках, у многих есть свое дело, надежды на положительные перемены. Возрождаются забытые традиции, духовная культура, православие. Красноармейский район -казачий край, В марте 1991 г. было образовано Полтавское районное казачье общество Всекубанского казачьего войска. В обществе 10 куреней, около 800 казаков. Казаки несут службу по охране общественного порядка, решают многие житейские проблемы авторитетом старшего, мудрым советом, добрым словом. Они частые гости в школах, встречаются с молодежью, рассказывают о вековых традициях кубанских казаков. Две­сти лет живут потомки запорожских казаков на Кубани. Не одно поколение сменилось за это время. Было все: и хорошее, и плохое. Люди верят, что лучшая жизнь для них и их детей - без революций, войн, потрясений в богатой, достойной, процветающей стране -впереди.


    Знак станичного судьи

    Тип:
        знак

    Датировка:
        1891, 3 июня

    Размер:
        диаметр - 4 см

    Техника:
        металл желтого цвета

    Описание:
        ст. Староджерелиевская.
    В виде монеты круглой формы, с двумя отверстиями для ушек. С одной стороны по центру выбит вензель Александра III, вокруг по кромке - надпись: "Староджерелиевский курень", с другой стороны по центру - двуглавый орел и по кромке надпись: "Станичный судья".

    Сохранность:
        пожелтение, местами налет

    Инв.номер:
        П-73


    Красноармейский район
    Памятники архитектуры и археологии

    На территории Красноармейского района зарегистрированы 23 памятника архитектуры и 2 памятника археологии.

    N

    п/п

    Наименование памятника

    Местонахождение

    Памятники архитектуры

    1.

    Церковь середины 19 века 'Всех скорбящих радость'

    ст. Ивановская, сквер

    2.

    Руины церкви

    ст. Ивановская (не используется)

    3.

    Дом, в котором жил герой гражданской войны Жлоба Д.П.

    ст. Ивановская, ул. Ленина,78

    4.

    Дом жилой

    ст. Ивановская, ул. Советская,24

    5.

    Дом жилой (Всероссийское общество автомобилистов)

    ст. Полтавская, ул. Красная,101

    6.

    Дом жилой (ныне здание Красноармейского сельпо)

    ст. Полтавская, ул. Красная,103

    7.

    Магазин купца Высоцкого (отдел архитектуры администрации   Красноармейского района)

    ст. Полтавская, ул. Красная,111 (131)

    8.

    Здание канцелярии станичного атамана постройка начала   20 в.

    ст. Полтавская, ул. Красная, 118

    9.

    Дом жилой (здание вечерней школы)

    ст. Полтавская,

    ул. Коммунистическая,195

    10.

    Дом жилой сельский постройка начала 20 в.

    ст. Полтавская,

    ул. Коммунистическая,199

    11.

    Здание каретного двора канцелярии станичного атамана

    ст. Полтавская,

    ул. Коммунистическая,234

    12.

    Дом жилой постройка конца 19 в. (Казачье правление)

    ст. Полтавская, ул. Ленина,158

    13.

    Здание епархиального училища

    ст. Полтавская, ул. Ленина.239

    14.

    Флигель 'Новой церкви'

    ст. Полтавская, ул. Набережная,181

    15.

    Дом жилой священника 'Новой церкви'

    ст. Полтавская, ул. Просвещения,105

    16.

    Дом жилой

    ст. Староджерелиевская, ул. Советская,100

    17.

    Дом жилой (1896 г.)

    ст. Староджерелиевская, ул. Красная,87

    18.

    Дом жилой (1888 г.)

    ст. Староджерелиевская, ул. Красная,69

    19.

    Здание бывшего церковно-приходского училища (ныне старое здание СШ N 15) нач. 20 в.

    ст. Старонижестеблиевская, ул. Красная,73

    20.

    Святотроицкая церковь, постройка   начала. 20 в.

    ст. Старонижестеблиевская, ул. Красноармейская, 2

    21.

    Трапезная

    ст. Старонижестеблиевская, ул. Северная

    22.

    Дом жилой сельский 1899 г.

    ст. Старонижестеблиевская, ул. Советская,78 (администрация)

    23.

    Штабной редут кубанского корпуса

    (1777-1779 г.г.)

    Северная окраина хут. Трудобеликовского (сад колхоза им. Мичурина)

    Памятники археологии

    1.

    Курган

    6 км к ЗЮЗ от центра ст. Старонижестеблиевской

    2.

    Курган

    0,3 км к западу


    Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войны

    Памятники истории
    Cтаница староджерелиевская, красная ул., школа №11


    Код памятника: 2301596000
    Наименование: братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войны
    Типология (осн.): Памятники истории
    Авторы и датировки:
    Состояние: удовлетворительное
    АТО: Красноармейский район
    Адрес: станица староджерелиевская, красная ул., школа №11
    Категория охраны: Местная

    Используются технологии uCoz